Взаимоотношение личности и общества в ходе истории

 

Личность - продукт исторического развития общества. Рассмотрим взаимосвязь формирования личности с различными типами общества.

Первобытное общество.

Люди этого общества длительное время не являлись личностями, так как в условиях первобытного общества человек настолько слит с родом, что осознает себя только его неотъемлемой частицей, а никак не отдельной личностью. Родовое сознание длительное время остается групповым самосознанием, и человек не выделяет себя как отдельную сущность из родового целого.

Родовой строй еще не знает личных прав и личных обязанностей. Здесь нет индивидуальной семьи и прав отцовства. Преступление, совершаемое любым членом рода, распространялось на всех остальных. Можно вспомнить в связи с этим обычай родовой мести. Сказанное отнюдь не означает, что люди в первобытном обществе одинаковы. Естественно, они различались по физической силе, по уму, способностям. Но это различие не между личностями, а между индивидами.

По мере развития общественных отношений индивиды постепенно начинают выделять себя как самостоятельную единицу из родового сообщества. По всей видимости, человек начинает формироваться как личность на заключительных этапах развития первобытного общества при патриархате.

Азиатское и рабовладельческое общество.

В этих типах цивилизации возникают принципиально новые явления – частная собственность, классы, касты, сословия. Отдельный человек здесь взаимодействует с обществом не только и не столько как самостоятельная личность, сколько в качестве представителя класса, сословия или касты.

Усложнение общественной жизни объективно заставляет индивида вступать в прямые и косвенные связи с множеством людей. Значительно увеличивается (по сравнению с первобытным обществом) число факторов социализации и референтных групп, мнение которых приходится принимать во внимание для ориентации в собственном поведении. Все активнее проявляют себя такие явления, как соревнование и конкуренция между личностями.

В этот период в обществе появляется проблема вины, обостряется проблема конфликта между личностью и обществом. Государство несовпадает с обществом, и гражданские обязанности человека уже не исчерпывают его индивидуальности. Эта конфликтность между личностью и обществом нашла, например, выражение в таких индивидуалистических философских течениях:

- стоицизм – проповедь аскетизма, умения стойко переносить удары судьбы;

- эпикурейство – понимание смысла человеческой жизни в достижении удовольствия.

Феодальное общество.

Возникновение и развитие феодального общества приводит к смене основных черт, присущих личности как историческому явлению:

1. Личностные качества человека, социальная ценность личности в феодальном обществе во многом определяются его сословной принадлежностью. Каждое сословие имеет свои собственные добродетели, каждый индивид должен знать свое место в сословной иерархии.

2. Христианство феодального общества отвергает индивидуализм поздней античности. Человек в рамках христианской религии выступает как член религиозной общины. Перед Богом все равны. Если раб целиком принадлежал своему господину, то бессмертная душа, духовная часть личности средневекового человека не может принадлежать никакому земному господину. Она принадлежит Богу.

Индустриальное общество.

Развитие этого типа общества вызывает существенные изменения в свойствах и социальном положении личности, вносит новые принципы в процесс ее развития. Назовем некоторые из этих принципов.

1. Индустриальное общество разрушает замкнутость феодальных государств, создается мировой экономический рынок, происходит сближение различных народов, поэтому расширяется автономия личности в плане приобщения ее к достижениям мировой культуры.

2. Индустриальное общество разрушает монополию Церкви, подрывает власть традиций, облегчает распространение идей и информации, способствуя тем самым росту духовного богатства индивидов как личностей, росту их материальных и духовных потребностей. Развитие индустриального общества приводит к появлению принципиально новых противоречий между личностью и обществом.