Земледелие и возникновение цивилизации

 

Третий период – это возникновение земледелия, от которого затем отделилось скотоводство, а позже появились ремесла, торговля, города, государство, т. е. стала формироваться цивилизация.

Чем вызвано появление земледелия?

Во времена неолита (нового каменного века) начинается значительное потепление, Земля приобретает современный облик. Потепление постепенно приводит к деградации охотничьих племен в зоне умеренного климата, поскольку фауна уходит на север. Снова природа бросает вызов, снова возникает тупик: или выживаем, или вымираем. Те, кто нашли верный выход, вынужденно стали заниматься земледелием. Люди давно знали, что зерно, посаженное в землю, даст несколько зерен. Но представить, что этот тяжелый, однообразный труд станет главным, поможет не умереть с голоду, было трудно. До сих пор охота сохраняется в генетической памяти человечества как творческая, интересная деятельность.

Постепенно эпицентр всемирной истории перемещается в район Ближнего Востока (Месопотамский котел – долины рек Тигра и Евфрата), а также в районы рек Нила, Инда и Хуанхэ. Здесь земледелие возникает на базе пшеницы и риса. В Новом свете земледелие возникает на основе маиса. С земледелия начинается эпоха производящей экономики.

Последствия земледелия:

1. Происходит общественное (вместо естественного) разделение труда. Появляются земледельцы, скотоводы, ремесленники и те, кто производит обмен произведенными продуктами.

2. Увеличение производительности труда примерно в 100 раз привело к тому, что повысилась ценность человека: каждый человек превратился, прежде всего, в работника, который может произвести больше, чем необходимо для физического поддержания его жизни. Увеличение производительности труда приводит к появлению некоторых излишков сверх необходимого минимума; появление излишков – к тому, что их можно накопить (тем более что это, прежде всего, зерно, а не, например, корнеплоды); накопленное можно присвоить. Те, кто каким-либо образом осуществил это присвоение, сформировали постепенно класс собственников. На другом полюсе общества появился класс, лишенный собственности. Это те, кого можно эксплуатировать, присваивать результаты их труда.

3. Появление государства. Эксплуатируемых в раннеклассовых обществах было подавляющее большинство. Прежде всего, это - рабы, крестьяне. Такую массу населения надо было «держать в узде», что осуществлялось и грубой силой (различные отряды вооруженных людей), и путем экономического подавления (хочешь быть сыт – работай, плати налоги), и путем духовного подавления (общественное неравенство – это вечный, божественный порядок). Кроме того, земледелие требовало вести крупные совместные ирригационные работы. Признаки государства: 1) территория; 2) публичная власть, включающая правителей, дружину, армию, полицию, суды, тюрьмы, надсмотрщиков; 3) налоги с населения.

4. На основе земледелия возникают логическое, иначе понятийное или абстрактное мышление, а затем и письменность. Наличие понятий – признак цивилизованного мышления. Понятие – это обобщение в слове каких-либо важных свойств предмета, процесса. Например, деревянное, животное, человек, количество, качество.

5. Совершенствуются представления о богатстве: человек обрастает многочисленными предметами – хижина, повозка, гончарный круг, запасы зерна и т.п. Но главное материальное богатство – земля,уже не как территория для охоты, но плодородная почва, а также деньги. Существенно развивается и духовное богатство:разделение труда и появление класса, который может позволить себе роскошь не заниматься повседневным физическим трудом и иметь большой досуг, стало основой появления философии, юриспруденции, истории, религии, первых научных знаний, замечательных произведений искусства.

6. Существенно повысилась ценность человека. Теперь он работник, создающий какой-либо полезный продукт.

Итак, важнейшим следствием земледелия является появление цивилизации: городов, государственного порядка, письменности, социального неравенства, эксплуатации, классов. До появления земледелия вся история человечества шла одним путем и в одном направлении. Начиная с земледелия, появились различные пути, варианты развития.Началась многовариантная история.

Рассмотрим три известных пути развития человечества, основанных на земледелии.

Азиатское общество.

Переход к земледелию и соответственно к классовому обществу происходил не по всей территории расселения человечества. Первоначально в долине Нила и в междуречье - район Тигра и Евфрата. Впоследствии развитие человечества шло:

а) по линии возникновения новых самостоятельных центров исторического развития (например, долины Инда и Хуанхэ);

б) через образование большого количества государств на территории Ближнего Востока.

Черты азиатского общества.

1. Земледелие привело к появлению централизованного управления и, следовательно, к возникновению государства. Труд в этих условиях мог быть только коллективным, поскольку обработка земли, дренаж, орошение, строительство ирригационных сооружений при примитивных орудиях труда требовали огромных энергетических затрат. Другими словами: централизованная власть (государство) возникает в данном случае из производственной необходимости, а не потому, что так кто-то придумал, запланировал.

2. Деление на классы и социальные группы в азиатском обществе происходит на основе места, занимаемого ими в системе общественного труда. Например, в Индии возникли и долго существовали касты.

3. Основным субъектом труда (главной производительной силой) в этом обществе была община, где формально каждый свободен, а фактически – никто, даже фараон.

4. Азиатское общество было очень жизнестойким. Оно просуществовало тысячелетия и было разрушено извне, например, Индия. Это - тупиковый путь развития человечества в том смысле, что не могло естественным путем породить общество принципиально нового качества.

Античное общество.

Античное или рабовладельческое общество возникает на Балканском полуострове, в Малой Азии, на территории современной Италии. В период, когда появились рабовладельческие государства, в других районах Земли продолжали существовать азиатские общества.

Черты рабовладельческого общества.

1. Исходное неравенство людей: эллины и варвары, свободные и рабы. Демократия и гуманизм существуют только для эллинов, для свободных, а раб - это всего лишь вещь, «говорящее орудие».

2. Субъект труда (основная производительная сила) - это раб, точнее: раб + орудие труда.

Рабовладельческий путь развития, так же, как и азиатский, является тупиковым, т. е. и он не дал нового качества. Античность также была разрушена извне.

Феодальное обществопервоначально возникает на территории современной Франции, затем распространяется на другие европейские государства.

Черты феодального общества.

1. Субъектом труда здесь выступает отдельный человек (крестьянин, ремесленник и т.д.), а не община, как в азиатском, и не раб + орудие труда, как в рабовладельческом обществах.

2. Феодальный способ производства - единственный из всех названных, кто естественным путем из своих недр породил принципиально новое общество, основанное на личной инициативе, конкуренции и состязательности. Такое новое общество в научной литературе называют классическим капитализмом, буржуазным обществом, эпохой первоначального накопления капитала, промышленным или индустриальным обществом. Путь к этому обществу лежал через развитие торговли, колонизацию новых земель, великие географические открытия, буржуазные революции.