Охота и ее социальные последствия

 

Возникновение человека разумного происходит на втором этапе развития человеческого общества. Это связано с радикальными изменениями в характере труда, а именно: с возникновением охоты как первого собственно человеческого вида деятельности.

Почему возникает охота? Она появилась в результате необходимости выйти из тупика, выжить, научиться удовлетворять свои потребности другими, новыми способами в изменившихся условиях – появлении сезонов в результате глобального похолодания. В холодный сезон успешное собирательство невозможно. Поэтому вопрос стоял буквально следующим образом: или выживаем, или вымираем. Те, кто нашел верный выход из тупика, т. е. перешел от собирательства к охоте – выжили, ведь охоту можно вести постоянно. Таким образом, природа бросила вызов складывающемуся обществу, которое, будучи творческой силой, нашло соответствующий выход.

Охота привела к возникновению первого человеческого общества – родоплеменного строя, или первобытного общества. Рассмотрим некоторые социальные последствия охоты, т.е. ответим на вопрос: Какие же качественно новые моменты возникли в жизни людей в связи с появлением этого нового вида деятельности?

1. Появилось естественное разделение труда - разделение по полу и возрасту. Это качество говорит об обществе. Собирательство не требовало разделения труда – достаточно было индивидуального собирательства. В охоте не могла участвовать вся вместе живущая группа – старики, дети, женщины, обремененные детьми. В ней участвовали лишь дееспособные мужчины. Отсюда и появляется социальное разделение между мужчинами и женщинами и, как одно из последствий этого, разные типы психологии: мужская и женская.

2. Сформировались первые представления о богатстве и собственности. Охота требовала базового лагеря. Отсюда - такие представления о богатстве: наша территория, наш дом, наша стоянка, моя одежда, мое оружие. Все это – материальное богатство. Возникают представления и о духовном богатстве. Это: 1) родовые обычаи, традиции, табу; 2) тотем – знак рода и тотемизм - искренняя вера в то, что прародителем (чаще прародительницей) рода является животное; 3) предметно-образное мышление, «память последовательностей», когда, например, в языке есть более 40 слов для обозначения снега, а понятие «снег» отсутствует.

3. Появляется речь, язык как элемент духовного богатства. Язык возник как средство выражения внутреннего беспокойства, прежде всего, охотника, деятельность которого опасна, непредсказуема, вызывает сильное душевное волнение, которое, как оказалось, можно «снять», рассказав о нем. Таким образом, язык стал неадекватным средством снятия внутреннего напряжения. Эту функцию он сохранил и сегодня. Затем язык стал применяться гораздо шире - им можно обозначать не только внутреннее состояние, но и внешние предметы.

4. Появляются люди, которых образно можно назвать «работниками умственного труда». Это те, кто, по разным причинам, уже не могут ходить на охоту, но могут суммировать многие формы охоты, накапливать и передавать опыт молодым, т. е. учить навыкам охоты своих соплеменников.

Итак: с охоты начинается второй период в развитии общества. Охота как первый собственно человеческий вид деятельности возникает примерно 200 – 300 тыс. лет назад. Часто этот период называют первобытнообщинным строем. Здесь, как и в эпоху собирательства, господствует присваивающая экономика – «вырвал» у природы и использовал, присвоил. Ценность человеческой жизни не велика, а представитель другого рода и вовсе – чужак, не такой как мы, следовательно, на него не распространяются наши моральные принципы.