Занятие II. Итальянская гуманистическая мысль XIV–XV вв.

План занятия:

1. Этика и «антропология» итальянского гуманизма.

2. Политические и исторические воззрения итальянских гуманистов.

3. Изменение представлений о мироздании и месте человека в мире (Платоновская академия).

 

Второе занятие ориентировано на изучение развития гуманистической мысли в Италии XIV–XV вв., знакомство с ее различными направлениями, с учением гуманистов о человеке, его поведении в обществе и месте в мироздании.

1 вопрос. Несмотря на индивидуалистическую направленность гуманистическая этика была ориентирована на достижение гармонии личных и общественных интересов, призывала к служению общему благу и утверждала идеалы гражданственности. С этим идеями связано формирование «гражданского гуманизма». Это этическое учение стало ведущим направлением в гуманизме примерно с 70-х гг. XIV в. Основоположником и главой этого направления в гуманизме считается Колюччо Салютати (1331–1406). С 1375 г. до своей смерти он занимал должность канцлера Флоренции и руководил ее внешней политикой. Его учеником и преемником на посту канцлера был гуманист Леонардо Бруни (1374–1444). Для характеристики гражданского гуманизма система идей Салютати и Бруни представляют первоочередной интерес.

Наиболее ценными для гуманистической этики являлись понятия полезности, благородства, свободы, наслаждения и т. п. Это объясняется тем, что новая этика логически связана с гуманистическим учением о человеке («антропологии»): переосмыслением природы и достоинства человека, его призвания, роли и возможностей. В этом плане показательны отрывки из произведения Джаноццо Манетти (1396–1459) «О достоинстве и превосходстве человека», Леона Баттиста Альберти (1404–1472) «О семье», Козимо Раймонди (ум. в 1435) «Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков», Лоренцо Валлы (1407–1457) «О наслаждении». Исходя из этого, можно объяснить индивидуализм и самоутверждение личности, присущие деятелям Ренессанса наряду с идеалами служения общему благу.

2 вопрос. Почвой для политических воззрений представителей гражданского гуманизма послужили республиканские традиции итальянских коммун (прежде всего уцелевшего к началу XIV в. республиканского строя в пополанской Флоренции). Согласно убеждениям сторонников гражданского гуманизма, республика обеспечивает наилучшие условия для воплощения идеала свободной личности с ее призванием к служению общественному благу. Вместе с тем следует учитывать, что те гуманисты, которые отстаивали идею объединения Италии, приходили к мысли о необходимости сильного и просвещенного монарха, который способен объединить страну (Ф.Петрарка, гуманисты конца XV в.).

Итальянские гуманисты XV в. внесли значительный вклад в развитие европейской исторической мысли. Гуманистами были определены новые принципы исторического познания и разработаны методы историко-филологического критического анализа текстов (например, см: Лоренцо Валла «Рассуждения о подложности так называемой дарственной грамоты Константина»). Они заложили основы нового взгляда на историю и ее периодизацию. Именно ими период, последовавший за падением Римской империи, впервые был выделен в особую эпоху, за которой закрепилось название «средние века». Время, в которое жили гуманиты, они воспринимали как новый этап в развитии общества – эпоху возрождения античной культуры. В то же время «возрождение» античности никоим образом не означало слепого подражания и простых заимствований, а являлось переосмыслением античной культуры и имело огромное значение в создании новой ренессансной культуры. Отношение гуманистов к античной культуре отражено, в частности, в письмах Поджо Браччолини (1380–1459 гг.) и в отрывке из трактата архитектора Леона Баттиста Альберти «О зодчестве».

3 вопрос. Начало следующего этапа в развитии итальянского гуманизма было ознаменовано постановкой новых проблем и перемещением гуманистических интересов в новую сферу. Во второй половине XV в. гуманизм, до этого времени сосредотачивавшийся на проблемах антропологии и этики, стал вторгаться в сферу представлений о мироздании, нарушив тем самым монополию схоластики в этой области. Если схоластическая наука опиралась на авторитет Аристотеля, ученые – гуманисты обратились к философии Платона и неоплатонизму. Необходимо выяснить, что нового появилось в гуманизме второй половины XV в. по сравнению с предшествующей стадией его развития; как изменилось представление о мироустройстве, о месте человека во Вселенной, о соотношении божественного и естественного; как повлияла на дальнейшее развитие научной мысли характерная для ренессансного неоплатонизма идея деперсонализации Бога и его «растворения» в природе. При этом следует использовать отрывки из сочинения основателя флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино (1433–1499) «Комментарий на «Пир» Платона» и «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463–1494).