Тимиргалеева Рена Ринатовна
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ)
Конспект лекций
« Связь с общественностью (Паблик рилейшнз)»
Прагматический подход. Джон Рокфеллер «Связь с общественностью – “паблик рилейшнз” – государственной власти и управления», ПР – это “специализированная, профессионально организованная деятельность управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными средствами”.
«“Паблик рилейшнз” является одним из весьма эффективных методов привлечения внимания общества к торговой марке или имени фирмы. Профессионально проведенная ПР-кампания позволяет создать и поддерживать “эффект присутствия” для фирмы с минимальными затратами. Проведение такой кампании включает следующий комплекс услуг:
1. упоминание имени фирмы или торговой марки;
2. информационное сообщение о Фиме или торговой марке;
3. статья или репортаж, посвященные деятельности фирмы;
4. интервью с руководителями фирмы;
5. организация пресс-конференций фирмы с привлечением журналистов ведущих газет, журналов, телекомпаний и радиостанций;
6. составление и рассылка пресс-релизов, в которых сообщается о деятельности фирмы;
7. мониторинг всех материалов, выходящих по заказу фирмы в средствах массой информации.
“Связи с общественностью это:
• распространение информации клиента через средства массовой информации;
• организация и проведение семинаров, пресс-конференций, презентаций и других акций с широким освещением в региональных средствах массовой информации;
• информационное обеспечение привлекательного имиджа фирмы и предоставляемых ею услуг;
• разработка и проведение рекламно-информационных кампаний”.
ПР и реклама. Сходство между ними выражается в том, что в период разработки информационных кампаний ПР-фирмы и рекламные агентства используют аналогичные этапы и методики, имеющие целью определить целевые аудитории и сформулировать основные сообщения.
• Основной механизм рекламы – это платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации клиента. Задача ПР-специалиста – добиться того, чтобы исходящая от клиента информация размещалась исключительно за счет своей актуальности как для самих журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей.
• Если реклама – это открыто оплачиваемые продавцом товара или услуги отношения между ним и покупателем, имеющие к тому же формальные признаки, регулируемые специальным законом, то связи с общественностью формализованы значительно меньше. Реклама прямо ориентирована на конкретный результат. ПР – на создание косвенных благоприятных условий для его достижения.
• Реклама – это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное пространство определенных доз «хороших новостей».ПР более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами.
История ПР
Термин “public relations” родился в США, а его автором стал Томас
Джефферсон.
Под активизацией связей с общественностью Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.
30-е годы ХIX в. понятие “public relations” стали употреблять в качестве синонима «отношения ради всеобщего блага».
Распространение прессы вызвало появление новой профессии – пресс- агентов, по существу организаторов работы с прессой, которые стали прообразами будущих ПР-менов.
В 20-30-е годы ХХ в. – становление “public relations” как профессии и научной дисциплины.
Уже к началу 30-х годов в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях – АТ&T. “General Motors” – появились должности вице-президентов по коммуникациям или “паблик рилейшнз”; статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением все более укреплялся.
Первые службы “внешних отношений” появились после войны во французских госструктурах и частных компаниях.
В 40 - 60-х годах происходит консолидация ПР-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью.
Новые направления ПР.
• работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями получила название “public affairs”,
• управление корпоративным имиджем – “corporate affairs”,
• создание благоприятного образа личности – “image making”,
• построение отношений со СМИ – “media relations”,
• закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом –
“employee communications”,
• общественная экспертиза – “public involvement”,
• взаимоотношения с инвесторами – “investor relations”,
• управление кризисными ситуациями – “crisis management”,
• управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений –
“massage management”.
Субъектами паблик рилейшнз являются PR-агентства, PR-подразделения в организациях, пиар-мены и другие лица или специализированные подразделения, которые занимаются организацией и проведением PR- деятельности.
Выделяют две группы субъектов PR – базисные и технологические. К базисным субъектам PR - субъекты PR-деятельности, которые: 1) выступают основанием для начала PR-деятельности; 2) задают исходные параметры PR- деятельности; 3) выступают заказчиками PR-деятельности. К технологическим субъектам PR относятся те, кто непосредственно занимается организацией и проведением PR-кампаний, те, «кто делает PR».
Базисные субъекты подразделяются на предметные базисныеи