ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРНУЮ РЕЖИССУРУ
Б.А. Покровский
Учебное пособие по курсу «Режиссура музыкального театра» для студентов театральных вузов. «ГИТИС». Москва. 2009
Рецензент: народный артист СССР, профессор Г. П. Ансимов
Ответственный редактор: доктор искусствоведения, профессор Е.С.Черная
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МУЗЫКА И ДЕЙСТВИЕ
(Метод действенного анализа оперной партитуры)
Функция музыки в опере.
Зрительный и музыкальный образы
Экскурс к истокам оперы
Музыкальная драматургия
Партитура оперы — зашифрованные действия и чувства
Режиссерское воображение
ОПЕРА — ВЫРАЗИТЕЛЬ ЭПОХИ
ЗАМЫСЕЛ ОПЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ
Замысел оперного спектакля как театральный образ, претворяющий музыкально-драматургическую концепцию композитора в свете идей и представлений современности
Современность
СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА ОПЕРНОГО АКТЕРА
РЕЖИССЕР И ТЕАТР
Режиссер и коллектив
Спектакль и публика
Организация работ по постановке оперного спектакля
ВВЕДЕНИЕ
Искусство современной оперной режиссуры сравнительно молодо. Становление его и первые попытки определения эстетических и организационных задач можно отнести к началу XX века, к первым опытам Вс. Э. Мейерхольда на сцене Мариинского театра (1909—1918) и к организации К С. Станиславским и Вл. И Немировичем-Данченко в Москве музыкальных студий (1918, 1919). В дальнейшем деятельность режиссеров с разным успехом, но все чаще и результативнее внедрялась в практику оперных театров; общественное и творческое состояние коллективов и качество их работы стали зависеть от квалификации организатора спектакля, его сценической культуры и таланта постановщика.
Жизнь постепенно определила: чтобы театр успешно воплощал идею и образы партитуры, нужна профессия художника-организатора, способного осознать и осуществить на сцене синтез всех искусств, участвующих в создании оперного спектакля (драма, оркестровое, вокальное, актерское, пластическое, изобразительное искусства). Каждое из них имеет свою природу, свои законы существования и воздействия. В процессе соподчинения искусств в опере законы эти видоизменяются, преображаются. Процесс это сложный, каждый раз новый и специфичный.
Практика дает нам обильный материал для размышлений, обобщений, фиксации оправдавших себя положений в работе оперного режиссера. Систематизируя этот материал, мы приходим к выводу относительно специфических для данной профессии условий и требований. Прежде всего профессия эта предполагает обязательное наличие у человека ряда индивидуальных свойств и способностей, среди которых главная — действенное воображение, точнее, способность мыслить действием в соответствии с логикой развития музыкальных образов. Как и в каждой профессии, способности требуют организации, развития и тренировки. Без этого режиссер не более чем дилетант.
Воспитание режиссера музыкального театра зиждется на освоении им важнейших элементов профессионализма. В числе их знания, которые можно сгруппировать по следующим разделам:
I. Овладение действенным анализом партитуры оперы.
II. Анализ социально-политических, стилевых и индивидуальных свойств творчества композитора — автора оперы и его произведения.
III. Умение создать концепцию спектакля (замысел и его реализация).
IV. Изучение специфики искусства оперного актера.
V. Изучение идейно-творческой и постановочной организации спектакля. Основы работы с коллективом театра. Изучение и учет этического и эстетического уровня зрителя.
Эти пять разделов охватывают круг знаний и навыков, служащих возбудителем и ориентиром творческого воображения режиссера и вместе с тем практически организующих его работу. С ними связано множество важных проблем, сопутствующих в творчестве режиссера друг другу, сопряженных в едином процессе, сосуществующих в комплексе, взаимодействуя и взаимовлияя друг на друга.
Однако не случайно на первое место в воспитании оперного режиссера мы ставим проникновение его в природу оперного синтеза — синтеза музыки и действия.
Опера есть театр! Театр особого рода, где главным выразителем действия является музыка. Именно эта точка зрения на природу оперы приводит нас к необходимости понять и упорядочить в нашем сознании реальные закономерности, регулирующие соотношение важнейших ее компонентов — музыки и действия.
Нельзя забывать, что нарушение органики взаимоотношений драмы (цель) и музыки (средства) в практике оперных театров не раз приводило к трагическому перекосу, когда целью постановки становилась оперная музыка (сама по себе, отвлеченная от действия) или виртуозное пение, тоже воспринимавшееся вне связи со сценическими событиями, обстоятельствами, характерами; что этим питались толки о «непримиримом» якобы несоответствии искусства музыки (искусства обобщенных эмоций) и искусства театра (искусства конкретного действия) - несоответствии, обрекающем оперу на неизбежную «деградацию», а возможно, и близкую гибель.
Тут, естественно, возникнут вопросы: в чем же заключается сила оперного искусства (оперируя понятием «музыкальная драматургия», студент должен знать и помнить, что греческое слово «драма» означает «действие» — главный признак искусства театра. Таким образом, понятия «драматургия», равно как и «музыкальная драматургия», являющиеся, по существу, синонимами слова театр, относятся лишь к произведениям, предназначенным для театра. Проявляющуюся в литературе или устных высказываниях готовность применять их по отношению к инструментальной музыке — симфонии, сонате, фантазии и т.д., — с нашей точки зрения, следует считать неправомерной.), противоборствующая искажению его природы? Как, каким путем может содействовать режиссер установлению гармонии между ее компонентами? Что способствует глубине его проникновения в замысел композитора?
Не будь этой силы, опера как вид театрального искусства давно перестала бы существовать и оправдала бы тем самым мрачные предсказания скептиков о скором ее «отмирании». Ответ на них дает нам изучение музыкальной драматургии оперы. Наиболее плодотворным методом ее изучения, объединяющим элементы исследования (анализ) и художественного творчества (сочинение будущего спектакля), является для режиссера действенный анализ партитуры оперы.
Оперная партитура открывает нам многогранный мир музыкально-сценических образов, созданных на основе сложного взаимодействия драматизированного сюжета (назовем его условно «сценарием», т.е. системой предназначенных для сцены и объединенных действием образов), слова и богатейшей палитры выразительных средств музыки, с помощью которых композитор как бы «проявляет» суть и характер слов, поступков, отношений, эмоций оперных героев и окружающей их среды. Грубо, вернее, упрощенно формулируя, первый, драматургический ряд информирует нас о том, что случилось, второй же, музыкальный, сообщает, как это произошло.
Естественно, что в соотношении этих рядов не все обстоит так просто, как можно судить по данному определению, и мы не раз в этом убедимся. Однако суть их взаимодействия оно передает верно. Поступок, раскрытый музыкой, приобретает часто новый характер, новый смысл, новую сущность. Возникает тысяча психологических оттенков, разгадать которые призвано режиссерское воображение, опирающееся на анализ музыкальной драматургии и контролируемое им.
Простого «вслушивания» в музыку для этого недостаточно: чаще всего, она слишком обобщенно воплощает человеческие эмоции, слишком высоко их поэтизирует, чтобы на основе одних только музыкальных впечатлений составилось четкое и объективное (а потому и убедительное) представление о развитии конкретных сценических событий и реальной логике поведения и действий персонажей. Кроме того, приемы оперной драматургии, особенно современной, столь многолики, что даже опытнейший профессиональный режиссер вряд ли положится в решении спектакля только на «непогрешимость» собственного чутья, т.е. на свое субъективное, сегодняшнее восприятие музыки. В этом смысле формула «идти от музыки», думается, себя изжила. Режиссерская мысль ныне ищет опоры в соотношении конкретных действий «сценария» со звучащим образом и тем драматическим смыслом, который в тот или иной музыкально-сценический прием вложил композитор.
Здесь нет речи о содружестве музыки и действия в элементарном истолковании этого понятия. В опере оно предстает как результат единства и борьбы противоположностей. Именно этот диалектический закон, а не идиллически мирная (но не реальная) картина совпадений и согласий лежит в основе рождения оперного образа, накладывая печать на все процессы, связанные с жизнью и творчеством музыкального театра, а значит, и с деятельностью оперного режиссера. И надо помнить, что единство противоположностей относительно, а борьба абсолютна, что это не «досадная трудность» на пути театра, требующая преодоления или сглаживания, но закономерность, способствующая развитию оперного искусства, являющаяся его органикой.
Для того, чтобы с помощью действенного анализа партитуры проникнуть в тайны этой органики, режиссеру нужно быть не только музыкально чутким человеком, но и достаточно образованным теоретически. Ведь он имеет дело со сложнейшим музыкальным материалом, разбираться в котором надо уметь. Иначе можно лишиться тех художественных «манков», которые воздействуют на театральное воображение режиссера, рождают и обогащают художественные ассоциации, питают его фантазию.
Скажу, что необходимое режиссеру умение читать партитуру, равно как и элементарное теоретическое музыкальное образование, теперь доступны каждому, и те знания, которые дает институт, достаточны для приобретения необходимой квалификации. Подчеркну при этом, что характер работы режиссера над партитурой отличен от работы над нею дирижера. Обязанность режиссера — увидеть в партитуре драму и на ее основе создать действенную логику событий спектакля. Анализируя, он как бы «музицирует действием», добиваясь точнейшего соответствия своего видения музыке: так с помощью действенного воображения возникает образ всего спектакля и каждого из его кусков; намечаются сквозное и контрдействие, сверхзадача спектакля — словом, набрасываются первые контуры его конструкции.
Поскольку развитие музыкальной драматургии неотрывно связано со всей историей оперы, историей ее эстетики, режиссеру, естественно, приходится встречаться с великим разнообразием принципов, приемов, особенностей письма композиторов (перечислить их просто не реально). И все же система приемов в каждом отдельном случае определена стилем искусства той или иной эпохи и отчетливо его выражает. Поэтому на изучении многочисленных художественных примеров и их сопоставлении нам следует добиваться зоркости в анализе стилевых особенностей партитуры, развивать в себе способность к восприятию системы образов, характерной для той или иной эпохи в комплексе со знанием и ощущением других ее исторических особенностей (социальных, бытовых, культурных и т.д.).
Умение подобным образом проанализировать партитуру является необходимейшей профессиональной техникой оперного режиссера. Но грош ей цена, если накопленные знания будут не возбуждать, а отключать его творческую фантазию; если, углубившись в партитуру и следя за логикой развития музыкальных образов, режиссер «упустит» театральное, сценически-действенное движение событий, жизнь, судьбы и отношения конкретных персонажей, раскрытые оперной музыкой. Смотря в партитуру, надо уметь видеть сцену. Это требует и навыка, и тренировки.
Надо, чтобы воображение не только сопутствовало процессу анализа, но провоцировалось им, доводилось до конкретных видений. Надо научиться находить в партитуре творческие загадки и рассматривать их как возбудителя действенного воображения — своего и партнеров по созданию и организации спектакля.
Найти в партитуре драматургическую загадку для одаренного режиссерским мышлением человека — значит испытать волнение от предощущения будущего театрального образа. Десять разных режиссеров могут найти в партитуре десять одинаковых загадок, но «отгадывание» их будет различным. Оно будет зависеть от индивидуальных особенностей дарования режиссера, от эстетической оценки им данного художественного явления, от его мировоззрения, от гражданской позиции, побуждающей к самостоятельному, убежденному раскрытию в сценических образах драматической и общественной идеи партитуры.
Последующие главы представляют собой опыт систематизации и характеристики различных сторон исследовательской и практической деятельности оперного режиссера, с обязательным учетом их взаимосвязи и взаимовлияния. Автор счел здесь небесполезным акцентировать некоторые выводы, сделанные им на основе практического и теоретического обобщения излагаемого материала. Выводы эти, разумеется, не следует рассматривать как некую рецептуру. Цель их — активизировать самостоятельные размышления будущего деятеля оперного театра над сутью тех или иных музыкально-драматургических процессов и участием в них режиссера.
МУЗЫКА И ДЕЙСТВИЕ
(Метод действенного анализа оперной партитуры)