Культура Беларуси эпохи возрождения

Успешному становлению белорусского Возрождения способствовала близость Европы, активное взаимодействие Великого Княжества Литовского со всеми европейскими странами, а также рост городов (40 городов в XIV веке, 757 городов и местечек - в конце XVI века), развитие торговли и ремесла, которые привели к становлению раннебуржуазных отношений, как во всей Западной и Центральной Европе. Более того, уже к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском действовала единая денежная система и вполне развитые рыночные отношения. В 1492 г. великий князь литовский Александр создал единый эмиссионный центр и рядом своих решений установил единообразные правила регулирования ремесленного производства и торговли. К концу XVI века более 40 городов получили самоуправление по магдебургскому праву.

Уникальность белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение культуры Возрождения сопровождалось распространением католической религии и церковной унии.

В XIV-XVI веках в Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы искусства. На характере изобразительного искусства эпохи Возрождения у нас сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.

 

И если архитектуре Беларуси длительное время сохраняют древнерусские и готические черты (Троицкий костел в деревне ИшколдьБарановичского района), то в изобразительном искусстве уже в середине XVI в очевидно влияние итальянцев. И мы можем похвастаться своими маньеристами (Например “Портрет Екатерины Слуцкой“ неизвестного мастера).

Искусству Беларуси этого периода свойственен интерес к показу внутреннего мира личности, ее морального облика. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.

Особенно активно развивается портретный жанр (так называемый сарматский портрет). Человек в таких произведениях изображался по определенной схеме – в парадной одежде, в своем естественном окружении. В результате отражался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.

Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример ‑ росписи в Люблинском замке, выполненные в XV веке белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея.

Прекрасным соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в Сынковичах Гродненская область (XV-XVI век).

К сожалению, многие шедевры погибли во время многочисленных войн или были вывезены завоевателями, что делает наше наследие более духовным, чем материальным.

45.

Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр, лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор. Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа -–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и частушки. Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба, квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки. Школьная реформа Требования капиталистического развития, усиление общественно политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики, большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных училищ, а в 1874г. – директора народных училищ. Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные. Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой (дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные заведения церковного ведомства – духовные семинарии. В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение Министерства народного просвещения. Делались первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы своей многолетней работы в области бел.лингвистики, этнографии и фольклористики были опубликованы в 1905-1922 г.г. в трехтомнике (7 книг) “Белорус”, к которому и сегодня обращаются научные и политические деятели. Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 г. была открыта Беняковская сельскохозяйственная станция (Гродненская область), в 1913 г. – Минская болотная станция. Книжная и периодическая печать. Буржуазная реформа 60-х годов 19 в. не изменили коренного положения в отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 100 печатных листов. Все иллюстрированные сатирические выпуски и вся провинциальная печать оставались по-прежнему под цензурой. В 1882 г. был принят закон, согласно которому пресса становилась в полную зависимость от самовладения чиновников. В 60-80 г.г. 19 в. в местных изданиях Беларуси выходили исключительно религиозная и богословная литература, грамматики и азбуки, небольшие сборники стихов. Книги выпускались главным образом на русском, еврейском и польском языках, несколько книг в год выходило на литовском языке. На бел. языке за эти года в стране не было выпущено ни одной книги. Периодическая печать в Беларуси была представлена только официальными органами. Среди них “Губернские ведомости”, которые выдавались за казенную плату губернскими управлениями пол присмотром вице-губернаторов. “Губернские ведомости” не имели широкой признательности у читателей среди местного населения. “Епархиальные ведомости” предназначались для православных праздников, преподавателей и учащихся духовных училищ и семинарий. Их издание было вызвано борьбой православной церкви с католической, после восстания 1863-1864 г.г. В стране также выходила газета “Виленский вестник”, редактором которой являлся известный этнограф А. Киркор. Газета выражала интерес той части партии “белых”, которая надеялась достигнуть своих целей мирными средствами – путем разговора с царизмом. Такая позиция газеты устраивала большинство местных помещиков, которые и сложили основную массу ее подписчиков.

46.

Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства – все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.

После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.

Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915–1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларускаякрынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.

Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».

Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года имело свои сложности и препятствия со стороны большевистской власти, но в тоже время наблюдается рост и интерес граждан к родному языку, литературе, культуре, колориту, что, в свою очередь, приводит к отходу в некоторой степени, от коммунистических взглядов к национализму. С Началом беларусизации государственными языками были призваны белорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, частей Красной армии, издательств и обучения в школе осуществлялся в кратчайшие сроки. Успехи белорусизации и политическая амнистия стали причиной возвращения на Родину деятелей национально-демократического движения, известных представителей белорусской культуры, таких как С. Некрашевич, М. Пиятухович, А. Смолич, М. Горецкий, В. Ластовский и др. Возглавлял комиссию по белорусизации А. Хацкевич, значительную помощь оказывали ему А. Балицкий, П. Ильюченок, А. Бурбис. За 1921–1928 гг. были созданы БГУ, Инбелькульт, БСХА в Горках, Витебской ветеринарный институт, открылись Государственный музей и центральный архив. На базе Инбелкульта в 1929 г. была образована Белорусская академия наук. Первыми академиками стали Я. Купала и Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и З. Жилунович. Работа Наркомата просвещения во главе с В. Игнатовским повысила цифру школ с белорусским языком обучения до 80%, а число госслужащих, владеющих белорусским языком, возросло до 70%.

На протяжении 1918–1922 гг. Витебск стал одним из центров художественной жизни республики, там действовало художественное объединение «УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем, плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др. В 1923 г. было создано литературное объединение «Молодняк». К лучшим произведениям белорусской литературы и драматургии этого периода можно отнести поэмы Я. Купалы «Неназванное», Я. Коласа «Новая земля», М. Чарота «Босые на пожарище» и др. Начал свою деятельность в 1920 г. Белорусский государственный театр под руководством В. Голубка в Минске, а в 1926 г. – БГТ в Витебске. Были поставлены первые советские оперы «Освобождение труда» (1922) М. Чуркина, «Тарас на Парнасе» (1927) Н. Аладова.

По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима И. Сталина стало меняться отношение к белорусизации, интеллигенции и проблемам национальной культуры в целом. С весны 1930 г. начинаются аресты видных ученых, писателей, деятелей культуры, которых обвиняли в «нацдемовщине». Академия наук в результате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых.

47.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Осуществляемый в Беларуси переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

48.

Культурная политика – продолжение программы исследования и развития мышления

«Культурная политика» как программа общественно-исторических преобразований Беларуси появилась 1994 году. «Официальным» публичным объявлением программы можно считать текст «Беларусь: вопреки очевидности» Владимира Мацкевича, вышедший в 1994 году, в журнала «Культурная политика». Но истоки и корни данной программы следует искать за полстолетия до выхода этого текста.

Культурная политика - это современный этап развития программы исследования мышления, в рамках системо-мыследеятельного подхода (СМД-подход). Начало этому подходу было положено в Московском методологическом кружке (ММК) под руководством Г.П.Щедровицкого в 50-ые годы ХХ века. В истории ММК можно выделить несколько этапов исследования мышления, в которых изменялся сам объект исследования:

1 - исследование ставших форм рафинированного мышления (мышление философской, научной или инженерной школы или направления, активное развитие которой уже закончилось, например, Галилей, Маркс, Выготский, Кюльпе и т.д.);

2 - исследование становящихся форм профессионального мышления, в развитии которых методологи принимали непосредственное участие (системное движение в методологии и науке 50-60х годов, дизайн-программирование, разработка автоматизированных систем управления, теория архитектуры и градостроительства, теория развивающего обучения, рефлексивные игры и т.д.);

3 - исследование и проектирование междисциплинарных коллективов с необходимостью комплексирования профессиональных форм мышления и кооперации деятельностных позиций (работы первого периода огранизационно-деятельностных игр (ОДИ) с 1979 по 1985-87 годы);

4 - исследование и включение (рефлексивное) собственно методологического мышления в ситуацию демократизирующегося общественного сознания (квази-ОДИ "на перестройку", консалтинговая и экспертная работа методологов в постперестроечные годы) (1985-1990-ые годы); 5 - формирование новой программы с рабочим названием "культурная политика" (с 1988 года), в которой объектом исследования становится социотехническое отношение к большим социальным образованиям (стране, нации, государству) их развитие и преобразование.

Закон РБ о культуре

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Республики

Беларусь и Декларацией о государственном суверенитете Республики

Беларусь, исходя из норм международного права, осознавая

жизненную необходимость возрождения белорусской культуры,

сохранения ее самобытности, целостности и создания благоприятных

условий для ее дальнейшего развития, как и для развития культуры

граждан Республики Беларусь всех национальностей, Верховный Совет

Республики Беларусь принимает Закон Республики Беларусь "О

культуре в Республики Беларусь".

Закон направлен на:

реализацию суверенных прав Республики Беларусь в области

культуры;

осуществление принципов идеологической и политической

независимости культуры от общественно-политических структур;

создание правовых условий для свободного саморазвития

культурных процессов;

обеспечение материальных и финансовых гарантий развития

культуры и социальную защиту работников культуры в условиях

рыночных отношений.ПрынятыПалатайпрадстаўнiкоў 9 красавiка 2004 года . АдобраныСаветамРэспублiкi 29 красавiка 2004 года.

49.

Концепция (от лат. сопсeрtio – определенное понимание явлений, система взглядов) – это теоретическая идеальная конструкция, которая разрабатывается, во-первых, для более ясного понимания сложного динамического процесса или явления и, во-вторых, для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в практических видах деятельности. Концепция призвана ответить на два вопроса: что происходит? и что делать?

 

От концепции два пути: к созданию теории национальной школы Беларуси и к трансформации практики современного среднего образования в соответствии с задачами нациокультурного строительства в республике.

М.Богданович смог поднять настоящие “глыбы” в исследовании истории белорусской письменности и заложить “устойчивые основы национального литературоведения и критики” (М.Мушинский). Первые статьи “Глыбы і слаі” [1911], “За тры гады” [1913] исследователи считают началом белорусской профессиональной критики.

М.Богданович создает “научно обоснованную концепцию развития белорусской литературы от древности до начала ХХ в.” (“Кароткаягісторыябеларускайпісьменнасці да XVI сталецця” [1911], “За сто лет” [1911], “Новый период в истории белорусской литературы” [1912], “Белорусское возрождение” [1914]).

В белорусской и российской печати периодически появляются публицистические статьи, в которых рассматриваются вопросы истории литературы, национальные и общественно-политические проблемы (“Новая интеллигенция” [1914], “О гуманизме и неосмотрительности” [1914], “Белорусы” [1915]).

50.

Существует дифференциация культуры по религиозному признаку. Типы культуры, основанные по это­му признаку.

Конфуцианско-даосистский тип культуры. Это культура китайского этноса, в основе которой лежат социальная этика и властная иерархия. На первый план выдвигаются эталоны высшей добродетели и подражание ему. Религия представле­на как канонизированная этика, и проблемы таинства бытия, вопросы жизни и смерти почти исключены из китайской куль­турной традиции. В этом — главная отличительная черта тра­диционной культуры Китая, имеющей два начала — даосизм и конфуцианство.

Индо-буддийский тип культуры. Главной отличительной чертой этого типа культуры является слияние религии и фило­софии. Главными в учении Будды (основатель буддизма) явля­ются нравственные нормы поведения человека. Через нрав­ственность, размышление и созерцание человек может достичь истины, прийти к своему совершенству. Для индо-буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, от­решенность от мира, индивидуализм, метафизичность пред­ставлений о мире.

Исламский тип культуры. Относительно молодой тип куль­туры, главной отличительной чертой которого является стро­гий монотеизм — вера в единого бога — Аллаха. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Особенностью является и стремление подчинить религиозным законам (шариату) все сферы правоверных. Вера в бога, исполнение норм религии, пятикратная молитва гаран­тируют вечную жизнь в раю. При этом ислам призывает к по­корности земным властям. В центре арабо-исламской и тюр-ко-исламской культур находится Коран — священная книга с текстом обращений Аллаха к правоверным. В Коране сосредо­точено мировоззренческое ядро исламской культуры. Ведущее место в культуре ислама занимает исламская картина мира, до­полненная космогоническими представлениями.

Христианский тип культуры. В основании культуры этого типа лежит христианство — одна из мировых религий. Ос­новные идеи христианства — религии Иисуса Христа: иску­пительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного.

У истоков современных исторически-типологических пред­ставлений о культуре стоит Макс Вебер. Это касается и его собственного вклада в построение исторической типологии цивилизаций (Китай, Индия, Ближний Восток, Западная Ев­ропа), и влияния, которое он оказал на развитие социологии, истории, культурологии. В его концепции «идеальных типов» были предложены типы культуры, представляющие собой не­кое упрощение, образ-схему, а не конкретную социокультур­ную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Такая типизация позволяла упо­рядочивать эмпирический материал, представленный для ис­следования. М. Вебер различает три «чистых» типа господ­ства:

•обусловленное рациональными интересами подчиняю­щихся и господствующих;

•основанное на традициях;

•связанное с эмоциональным восприятием власти. Рациональному типу господства соответствует правовой

тип государства, который подчиняется закону, а не авторите­ту. Традиционный тип господства связан с признанием свято­сти существующих обычаев и традиций, ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин, распоряжающийся своими подданными.

Третий тип господства — «харизматический» («хариз­ма» — «дар», определенные качества личности, вдохновля­ющие и увлекающие людей за собой). Харизмой обладали Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Петр Великий, Наполеон, Тамерлан, А. Лин­кольн, В. Ленин.

Идеальный тип — это теоретическая конструкция, полу­ченная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.

К последователям теории М. Вебера принадлежат Л. Ва­сильев, К. Петров. Общим в предложенных ими концептуальных представлениях по вопросу об исторической типологии культуры является использование антитезы «Восток — За­пад». Авторы наполнили это противопоставление новым со­держанием, подчеркнули специфику западной социокультур­ной традиции, как бы ее «выпадение» из общей цивилизационной «нормы». Под такой нормой понимали культуру Древ­него Востока. Причем отмечается прочное объединение куль­туры Ближнего Востока, Индии, Китая, но лишь при сопос­тавлении их с Западом. При отсутствии такого сопоставления отмечаются локальный характер развития этих культур и су­щественные различия между ними.

51.

Ислам — одна из трех величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие — иудаизм и христианство. Все три веры тесно взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе как иудаизма, так и христианства.

Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже не значит быть обязательно арабом. Слово «мусульманин» переводится как «тот, кто покоряется». Символ веры ислама состоит из двух утверждений: «Ля иляхаилляЛлахуваМухаммадун Расулу Ллахи» («Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад — Пророк Его»). Оба этих основных утверждения мусульмане принимают сердцем, а именно: в действительности существует только лишь один Бог, Высочайший Владыка, и Откровение, посланное Им арабскому Пророку Мухаммаду, является истинным, окончательным и совершенным, полностью упраздняющим все ранее ниспосланные откровения.

Быть мусульманином означает, прежде всего, обретение глубоко личного опыта. Это невозможно проделать безучастно. Становление мусульманина включает в себя состояние, известное как ихсан, или осуществление, что означает «рождение заново». Каждый мусульманин, искренно желающий руководствоваться своей верой, переживает этот опыт.

Большинство людей, уверовавших однажды в существование Бога, быстро развивают таква, или «богоосознание». Они начинают понимать, что все их поступки, мысли и высказывания открыты взору Божию. Отныне в их жизни буквально все меняется, ибо, утвердившись в таква, они обретают вожделенную цель: угождать Всевидящему и Всезнающему Богу, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные, невысказанные мысли.

Этот Бог по определению Высочайший и Всемогущий. Невозможно представить себе существование двух Всемогущих, поэтому естественно и неоспоримо бытие Единого Бога. Эта основная концепция ислама известна как таухид, или «единственность», что в богословской терминологии обозначается словом «монотеизм» (вера в Единого Бога).

Мусульмане полагают, что с самого начала существования человеческой мысли в миру всегда появлялись провидцы и люди Откровения. О многих пророках нам известно из Библии. Большинство мусульман считают Адама первым посланником Бога и первым же устроителем святыни, предназначенной для богопочитания.

Третьей основной концепцией ислама является ахира, или «жизнь после смерти». Мусульмане верят, что земная жизнь вовсе не исчерпывает поистине неограниченные возможности человеческого бытия. Жизнь человека начинается не с рождения, а в тот самый миг, когда Богу угодно будет сотворить живую душу; и оканчивается жизнь не со смертью, а в ту самую секунду, когда Бог соблаговолит растворить эту душу. Краткий период времени, проведенный человеком на Земле, не считается бессмысленным. Земная жизнь предлагает человеку многочисленнейшие испытания и уроки, выдержать которые ему просто необходимо для дальнейшего духовного развития.

52.

Центральной для культурологии Бердяева является идея объективации. Философ считает, что объективной реальности не существует, а существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа.

Свобода, по мнению философа, первичнее бытия, она вкоренена в меоне (т.е. в ничто, некий первичный хаос). Существование первичной свободы объясняет происхождение мирового зла. Разделенный на объекты и разорванный мир – результат объективации Духа. Объективация – корень зла, рабства и страдания в мире. Объективированный мир не является подлинно реальным миром, он лишь состояние подлинного реального мира, которое может быть изменено. Объект есть порождение субъекта, и лишь субъект экзистенциален, лишь в нем познается реальность. Проводится основная мысль экзистенциальной философии о том, что личность первичнее бытия. Даже сама категория бытия, которой придается такое большое значение большинством философов – есть продукт объективации мысли. Нужно отметить, что философия Бердяева не есть солипсизм. Он не считает, что мира нет, а лишь отказывает ему в реальности. Для философии Бердяева так же характерна эсхатологическая направленность. В противоположность большинству других философов - экзистенционалистов (Сартр, Хайдеггер, Камю), Бердяев считал экзистенциальную философию, прежде всего философией духа. Основными темами творчества Бердяева являются темы свободы, личности и объективации, тема творчества и тема эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым, по сути, дуалистической картине мира друг другу противостоят с одной стороны Бог, свобода, ноумен, субъект (личность) и эмпирический мир, феномен, объект (в том числе индивид) с другой стороны. Существуют как бы два порядка – природный и благодатный. Однако эти два порядка не оторваны друг от друга (как, например, у Платона), дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем. При этом личность и индивид не одно и то же. Индивид – категория, образованная в результате объективации, выражает собой биологическую и социологическую составляющую человека. Личность – категория, относящаяся к миру духа и свободы. Именно в качестве личности человек являет собой микрокосм, отражающий макрокосм.При этом существуют два пути выхода человека из своей замкнутой субъективности: путь объективирования личности, путь небытия, т.е. подчинение личности власти объективного, выброс личности вовне (например, выход в общество с его общеобязательными формами и институтами). В результате возникает рабство человека (рабство у бытия, Бога, природы и общества).

Второй путь – это путь выхода личности из объективации – путь творчества. Творческий акт – прорыв духа в мир объектов и одновременно – реализация личности в человеке. Это - духовный путь, предполагающий экзистенциальную встречу с Богом, с другим человеком, коммюнотарной общности (противоположной объективному обществу). Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории, которая, согласно Бердяеву, имеет смысл лишь в том случае, если она имеет конец.

Эсхатологическая тема занимает большое место в творчестве мыслителя.

Н.А.Бердяев критически переосмыслил работу Шпенглера " Закат Европы" в своем сочинении " Смысл истории". Он написал статью "Воля к власти и воля к культуре (1922г.). В ней сделана попытка сопоставления понятий "культуру" и "цивилизация" в духе Шпенглера.

 

По мнению Н.А.Бердяева, культура всегда бывала великой неудачницей жизни. Именно цивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре, на известной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры.

53.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. На рубеже XIX- XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль в различных социальных ролях огромного количества людей была проанализирована в ряде философских сочинений ХХ века.

Х.Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа».

Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса».

Масса – как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию «класс»).

Масса – как синоним невежественности.

Массы – как механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники).

Массы – как бюрократизированное общество (т.е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности).

Массы – как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе – это варвар.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектом массовой культуры сегодня является не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный, и массовый. В свою очередь, понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

54.

Постмодернизм характеризует общее направление развития к-ры, политики, этики, образа жизни. Эпоха начинается благодаря новым социальным изменениям во Франции. Американские к-рологи период постмодерна считают сверхинтернациональным, не имеющим аналогов в предшествующей истории. Впервые термин употребляется в 60 гг. Главными чертами являются:

- Стиль творчества многих художников строится на обломках старых идеалов

- Поиск новых ощущений решений во всех сферах к-ры.

- Сознательное передразнивание классич образцов к-ры. Игровая форма искусства становится доминирующей.

- Артистизм в сегодняшней к-ре означает в контексте разрыв с традицией, прекращение диалога к-р эпох, постановку на одну грань зрителя – режиссера, писателя – читателя. Предлагается осмысление таких глобальных антитез как хаос – космос, к-ра – антик-ра

- Проблема дилетантизма

- Ощущение кризисности и беспокойства

- Постмодернизм не приемлет тоталитарности, от тоталитарного реализма искусство двинулось к абстрактному материализму.

Сегодняшняя к-ра имеет тенденцию синтеза симбиоза и нового ощущения значимости чела на Земле.