Анализ ассортиментных групп.

Для проведения анализа ассортимента необходимо не только охарактеризовать его по ширине, длине и сопоставимости, но и определить, к какой группе товаров по матрице БКГ относится каждая ассортиментная группа товаров исследуемой организации.

Матрица, составленная Бостонской Консалтинговой группой, определяет ассортиментные группы по 4 группам (рис. 1) в зависимости от:

а) роста рынка (РР)

б) относительной доли рынка (ОДР)

 

Критерии ОДР и РР определятся как низкий или высокий. После построения матрицы для всех ассортиментных (или номенклатурных) групп товаров определяются направления развития товарной политики на основе следующих характеристик (таблица 2)

 

«Дикие кошки» («знаки вопроса», «трудные дети») - требуют большого количества средств для поддержания своей доли и ее увеличения.

Характеристики - быстрый рост; - незначительные прибыли; - значительные нужды в финансовых ресурсах.

Стратегии - расширение доли рынка за счет интенсивного маркетинга; - повышение конкурентоспособности товара за счет улучшения потребительских качеств.

 

«Звезды» - требуют мощного инвестирования для поддержания своего быстрого и успешного развития.

Характеристики - лидеры рынка; - быстрый рост рынка; - значительные прибыли; - требуют больших инвестиций.

Стратегии - защита достигнутой доли рынка; - реинвестиция доходов в развитие; - расширение ассортимента товаров и услуг.

 

«Дойные коровы» - требуется меньше инвестиций, приносят высокий, стабильный доход, который компания может использовать для поддержки других направлений своей деятельности.

Характеристики - значительные прибыли - получают значительно больше финансовых ресурсов, чем требуют; - низкие темпы роста рынка.
Стратегии - сохранение рыночных преимуществ; - инвестирование в новые технологии и развитие; - сохранение политики ценового лидера; - использование свободных средств для поддержания других товаров фирмы.

«Собаки» («бездомные собаки») приносят доход для поддержания самих себя, но не обеспечены более серьезными источниками дохода.

Для построения БКГ для выбранного объекта курсовой работы необходимо заполнить данные, предложенные в таблице 2.

Ассортиментная позиция Объем продаж, руб. в текущем году Объем продаж, руб. в прошлом году Расчет роста рынка Доля рынка органи-зации, % Доля рынка основ-ного конку-рента% ОДР
             
             
             

 

Построить график матрицы, определив границы групп по РР и ОДР. Если рост рынка больше 1, следовательно рынок растет, в обратном случае – падает. Граница ОДР определяется по следующей формуле:

находится максимальное значение из ОДР всего ассортимента.

i – ассортиментная группа, показатель ОДР которой максимальный.

В итоге строится график, на плоскость которого (рис. 1) наносятся данные по каждой ассортиментной группы. Определив границы групп, делается вывод об ассортиментном портфеле организации.

Рисунок 1 – плоскость матрицы БКГ.