Подотчетность.

Государство обладает монополией на политическую власть, но вместе с тем эта монополия не является абсолютной, она существенно ограничена. Эти ограничения связаны прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов. Все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, все органы этих ветвей власти ограничены в своих действиях. Подотчетность проявления также в том, что многие государственные органы и представители государственной власти периодически проходят испытание и проверку со стороны членов общества через механизм выборов.

 

Подотчетность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая мотивация.

Это особые мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, является его представителями. Предполагая, что государственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересами общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересами страны и ее граждан. Эта мотивация в корне отличается от мотивов деятельности занятых в частных организациях и предприятиях, где главным мотивом деятельности является личные интересы, стремление максимизировать прибыль.

 

Особая мотивация – мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересами страны и ее граждан.

Многие придерживаются другой точки зрения, в частности нобелевский лауреат по экономике Дж. Бьюкенен считает, что, в сущности, с точки зрения психологии и нравственности человек не меняется, - работает он в государственном или в частном секторе, он остается тем же, руководствуется своими личными интересами.

Вместе с тем общество само создает какие-то предпосылки того, что у работающих в государственном секторе на первое место выдвигается особые мотивы деятельности.

Во-первых, это ожидания других членов общества, предполагающих, что государственные служащие будут отстаивать интересы государства и общества.

Во-вторых, осуждение и наказания, которые ожидают тех, кто не соблюдает общественные интересы. Общество стремится привлекать к государственной деятельности людей, обладающих менее эгоистичными свойствами личности, нравственными принципами служения людям и государству.

В-третьих, формирование таких условий деятельности людей, работающих на государство, при которых личные и общественные интересы пересекаются, совпадают.

 

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

 

Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике – это механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, как было отмечено выше, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика – это смешанная экономика.

 

Смешанная экономика – это экономика, где наряду с частным сектором функционирует и государственный (общественный) сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

В широком смысле слова государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

 

Концепция «эффективного государства»включает в себя:

· Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнер, катализатор и помощник.

· В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.

Двуступенчатая стратегия «эффективного государства» предполагает:

I. Соизмерение и привидение функции государства в соответствие с его потенциалом, концентрацию усилий на основе деятельности, обеспечивающей развитие.

1. Утверждение основ законности.

2. Поддержание сбалансированной экономической обстановки.

3. Поддержание макроэкономической стабильности.

4. Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.

5. Поддержка незащищенных групп населения.

6. Защита окружающей среды.

II. Укрепление потенциала государства путем активизации государственных институтов, создания эффективных институтов.

1. Эффективные нормы и ограничения.

2. Усиления конкуренции в деятельности государства.

3. Приближение государства к людям, учет мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.

 

1.3 МАСШТАБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

 

О масштабах экономической деятельности государства свидетельствуют колоссальный рост государственных расходови доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (рис. 1).

 

 

В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в XX в.

1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.

2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место цикличные колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.

3. для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.

4. В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.

5. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.

6. Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.

7. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в такие страны, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.

Первая из отмеченных тенденций получила название закона Вагнера (по имени известного немецкого экономиста конца XIX в., впервые рассмотревшего эту тенденцию).

 

Закон Вагнера – это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

Существуют разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет более быстрый рост государственных расходов значительным и постоянным увеличением социальных расходов, социальных трансфертов.

 

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Необходимо отметить действие так называемого эффекта Баумоля.

 

Эффект Бауьоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

Производство услуг является более трудоемким. В то же самое время в производстве товаров более интенсивным является технический прогноз, который ведет к снижению затрат рабочей силы на производство продукции. Доля услуг в ВВП растет, увеличиваются затраты государства на такте услуги, как здравоохранение и образование, и вместе с тем повышается доля государственных расходов в ВВП.

Экономическая роль государства значительно различается по группам стран в зависимости от уровня экономического развития.

· В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП.

· Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.

· Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данным о масштабах государственного сектора (2002):

· Государственные и имущественные предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий;

· На государственных предприятиях работают 38% всех занятых в народном хозяйстве;

· Государственный сектор производит около 35% всей продукции;

· Количества всех государственных учреждений – 34 868;

· Число федеральных государственных предприятий – 9885;

· Государственные пакеты акций – 4308;

· Размеры пакетов акций в собственности государства:

100% уставного капитала – 84 предприятия;

более 50% уставного капитала – 615 предприятий;

от 25 до 50% уставного капитала – 1348 предприятий;

менее 25% уставного капитала – 1719 предприятий.

Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом 1990-х годов, когда в государственном секторе производилось более 90% ВВП страны.

Вместе с выделением различных групп стран по уровню государственных расходов можно выделить такие модели государственного сектора экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня и уровня социального обеспечения – этих двух важнейших характеристик государственного сектора экономики. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики (табл.1):

Таблица 1

Модели государственного сектора экономики

 

  Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничении
Высокая Низкая
Объем производства общественных благ и трансфертов Высокий Социалистическая (например, СССР) Скандинавская (например, Швеция)
Низкий Латиноамериканская (например, Бразилия) Либеральная (например, Сингапур)

 

Первая модель отличается высоким уровнем огосударствления производства и социального обеспечения, на последнем месте по этим критериям находится либеральная модель. Скандинавская и латиноамериканская модели занимают промежуточные положение.

Во второй половине XX в. отношение правительства и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось.

Если в 1950 – 70-е годы господствовали концепции «доминирующего государства» (кейнсианство), то в 1980-е – первой половине 1990-х годов наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства» (неоклассическая теория, монетаризма). Начиная с середины 1990-х годов все большее распространение получает идея «эффективного государства».

Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

· во – первых, найти оптимальные соотношения между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частными и государственными секторами экономики;

· во – вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая роль государства в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:

· во – первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентств, потребителей и производителей;

· во – вторых, установление и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

· в – третьих, осуществление государственной экономической политики.

Обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, создающих одинаковые условия для принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешне экономической деятельности. Государство представляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действия рынка. К этим услугам относятся полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объемов.

Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

· стабилизация экономического развития;

· распределение ресурсов;

· распределение доходов;

· повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

 

1.4 ИЗЪЯНЫ РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ

 

Установление и компенсация недостатков (сбоев, изъянов) рыночного хозяйственного механизма являются важнейшей функцией государства и рыночной экономике. В современной экономической теории обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в рыночной системе осуществляется с позиций как макро-, так и микроэкономической теории. При этом основное внимание уделяется анализу провалов рынка с позиции экономической эффективности. Вместе с тем выделяется также провал рынка с позиций социальной справедливости.

Экономическая теория выделяет несколько недостатков (сбоев) рыночного экономического механизма в рамках теории экономической эффективности(рис. 2). Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относят:

· возникновение и развитие монополии, ограничение конкуренции;

· проблема производства общественных благ;

· наличие внешних, или побочных, эффектов;

· проблема асимметричной информации;

· неполные рынки;

· макроэкономическая нестабильность – колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляция, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

· неравенство в распределении ресурсов и доходов.

В микроэкономической теории к сбоям рынка экономические ситуации, когда рациональное поведение в условиях рыночной экономике не обеспечивает достижение эффективного использования ресурсов, т.е. не обеспечивает эффективности по Парето. К такого рода сбоям относятся проблема монополии, проблема общественных благ, внешние эффекты, ассиметричная информация, так называемые неполные рынки.

 

Рис. 2. Сбои рыночного экономического механизма