Тема 8: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.

1. Игру как критерий состояния общества рассматривал …

Й. Хейзинга

И. Кант

Л. Уайт

В. Дильтей

Решение:

В концепции Й. Хейзинги игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По его мнению, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более чем игрой. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет культуру и игру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее.

3.По мнению К. Ясперса, пробуждение духа, начало общей истории человечества связано с …

прорывом мифологического миросозерцания

великими географическими открытиями

возникновением христианства

открытием личности

Решение:

«Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.
В период между 800–200 гг. до н. э. возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» – это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур.

4.Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает …

логического анализа

сопереживания

сочувствия

эмоциональной настроенности

Решение:

Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие.

5.Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал …

К. Леви-Стросс

Л. Уайт

Э. Кассирер

Й. Хейзинга

Решение:

Второй период развития структурной антропологии (1950-1960-е гг.) связан с распространением методов структурной лингвистики на другие области культуры. Основатель структурной антропологии К. Леви-Стросс при анализе социального устройства культурной и ментальной жизни первобытных племен использует «бинарные оппозиции» (природа – культура, растительное – животное, сырое – жаренное и т.д.), а также некоторые приемы теории информации. Главным для К. Леви-Стросса является то, что правила браков, терминология родства, тотемизм и иные культурные установления представляют собой особого рода языки культуры, что в каждой из этих сфер можно увидеть обмен сообщениями, информацией (бинарные дробления содержаний, их перестановки, взаимозамещения и пр.).

6.Человека как «символическое животное» определил …

Э. Кассирер

Л. Уайт

К. Юнг

Э. Фромм

Решение:

Специфически человеческой формой деятельности, по Э. Кассереру, является символическая деятельность. Она-то и составляет основу и содержание человеческой культуры. И она же составляет сущность человека. Поэтому человека Э. Кассирер определял как animal symbolicum, что в переводе с латыни означает «символическое животное».

7.Культуру как систему вербальных и невербальных текстов исследует …

семиотика

этнография

лингвистика

семантика

Решение:

Под структурализмом понимают направление в науке, которое началось с попыток этнографического изучения культуры как системы, структурированной аналогично языку (К. Леви-Стросс) и формированием семиотики, как научного направления, изучающего человеческое поведение и сознание, культуру и искусство и пр. как систему вербальных и невербальных тестов (Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Ю. М. Лотман, ранний М. Фуко).

8.Согласно В. Дильтею, природу мы объясняем, а культуру …

понимаем

анализируем

систематизируем

конструируем

Решение:

Природу, согласно, В. Дильтею, мы объясняем, а культуру понимаем. Если в современную нам культуру можно «вчувствоваться», «вжиться», открыв ее для себя через «сопереживание», то по отношению к культурам прошлого В. Дильтей, предложил воспользоваться особым методом, названным им «герменевтическим».