Тема 7: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.

1.В концепции К. Юнга коллективное бессознательное …

присуще все людям

имеет культурный характер

присуще медиумам, шаманам, колдунам

основано исключительно на инстинктах

Решение:

К. Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики.

Но коллективное бессознательное, в отличие от фрейдовского Оно, не является чисто природной силой, так как имеет культурный характер, хотя и передается по наследству биологическим путем.

2.Достижениями концепции культуры З. Фрейда следует считать изучение …

компенсаторной функции культуры

эмоциональной сферы личности

социальных функций религии

циклического развития культур

Решение:

Несомненными достижениями концепции З. Фрейда стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры – феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых.

3.В концепции З. Фрейда культура предстает как …

система норм и запретов, подавляющих естественные влечения

репрессивный механизм

знаково-символическая система

стена, отгораживающая человека от реальности

Решение:

В концепции З. Фрейда бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры – в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.

С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где действует психологический конфликт – бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причину своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) – защитным механизмом психики, состоящим в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов.

4.Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются …

подчинение науки и философии религии

преобладание сверхчувственных ценностей

утилитарная оценка действительности

ориентация на удовлетворение чувственных потребностей

Решение:

По мнению П. Сорокина, идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир – лишь сотворенное Богом бытие. Этот мир – лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.

В этом мире наука и философия полностью подчинены религии. Вера господствовала над разумом.

5.В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на …

оценке действительности с утилитарной точки зрения

скептицизме

поклонении Абсолюту

подчинении всех сторон жизни религии

Решение:

В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.