Тема 6: Культурологическая мысль XIX в.

1.По мнению Э. Б. Тайлора, возможность взаимопонимания и диалога культур обусловлена …

общими законами происхождения и развития культур

сходством природы человека и обстоятельств его жизни

наличием во всех культурах аполлонического и дионисического начал

наличием у людей базовых потребностей

Решение:

По мнению Э. Б. Тайлора, явления культуры существуют у каждого народа, что свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечества и обусловливается возможность взаимопонимания и диалога культур.

2.Взгляды Э. Б. Тайлора на проблемы культуры характеризует …

внимание к закономерностям развития культуры

признание постепенного усложнения культурных форм

признание творчества как единственной созидающей силы

признание свободы основным фактором культурно-исторического прогресса

Решение:

Э. Б. Тайлор акцентирует внимание на общих чертах и закономерностях развития культуры, по большому счету игнорируя региональные, национальные и другие особенности развития культур. Культурно-историческое развитие – это постепенное усложнение жизни и способов деятельности людей. Но главное, что не хотел признавать Тайлор, – это творчество людей в качестве созидающей силы культуры.

3.Основными положениями эволюционизма являются …

всеобщность культурных форм

каждая культура неповторима и уникальна, равноправна и равноценна

культура – инструмент удовлетворения основных потребностей человека

культура – система, состоящая из взаимодействующих элементов

Решение:

Первые эволюционистские теории культуры стремились к созданию общей науки о человеке и культуре. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выявление причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

4.Отделение человека от природы, по мнению К. Маркса, стало результатом …

развития человеческого сознания

трудовой деятельности человека

изменения социальной структуры общества

сложения различных форм собственности

Решение:

Для Карла Маркса (1818–1883) человек, с одной стороны, – носитель родовой сущности, с другой – представитель определенного социального класса. В качестве носителя родового начала человек – результат трудовой деятельности, которая изменила его натуру, стала основой возникновения и развития сознания, привела к отделению человека от природы.