Тема 6: Культурологическая мысль XIX в.
1.По мнению Э. Б. Тайлора, возможность взаимопонимания и диалога культур обусловлена …
общими законами происхождения и развития культур
сходством природы человека и обстоятельств его жизни
наличием во всех культурах аполлонического и дионисического начал
наличием у людей базовых потребностей
Решение:
По мнению Э. Б. Тайлора, явления культуры существуют у каждого народа, что свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечества и обусловливается возможность взаимопонимания и диалога культур.
2.Взгляды Э. Б. Тайлора на проблемы культуры характеризует …
внимание к закономерностям развития культуры
признание постепенного усложнения культурных форм
признание творчества как единственной созидающей силы
признание свободы основным фактором культурно-исторического прогресса
Решение:
Э. Б. Тайлор акцентирует внимание на общих чертах и закономерностях развития культуры, по большому счету игнорируя региональные, национальные и другие особенности развития культур. Культурно-историческое развитие – это постепенное усложнение жизни и способов деятельности людей. Но главное, что не хотел признавать Тайлор, – это творчество людей в качестве созидающей силы культуры.
3.Основными положениями эволюционизма являются …
всеобщность культурных форм
каждая культура неповторима и уникальна, равноправна и равноценна
культура – инструмент удовлетворения основных потребностей человека
культура – система, состоящая из взаимодействующих элементов
Решение:
Первые эволюционистские теории культуры стремились к созданию общей науки о человеке и культуре. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выявление причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.
4.Отделение человека от природы, по мнению К. Маркса, стало результатом …
развития человеческого сознания
трудовой деятельности человека
изменения социальной структуры общества
сложения различных форм собственности
Решение:
Для Карла Маркса (1818–1883) человек, с одной стороны, – носитель родовой сущности, с другой – представитель определенного социального класса. В качестве носителя родового начала человек – результат трудовой деятельности, которая изменила его натуру, стала основой возникновения и развития сознания, привела к отделению человека от природы.