Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе

1.Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее …

объяснительную задачу изучения культуры

описательный подход к изучению культуры

сравнительное изучение культурных форм

наблюдение за культурными феноменами

Решение:

Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее объяснительную задачу изучения культуры. Оно было связано с так называемой «поведенческой установкой» в понимании взаимодействия культуры и человека. Именно объяснительная установка дает возможность расширить представление о динамичных и функциональных процессах культур: аккультурации, культурных контактах и взаимодействиях, диффузии, традиции и др.

2.Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими …

социальными институтами

правовыми нормами

культурными механизмами

процессами диффузии

Решение:

Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими социальными институтами, такими, например, как семья, устойчивые социальные группы, сплоченные общностью профессиональных или деловых интересов и увлечениями, учреждения образования и воспитания, государство, религиозные структуры, бизнес, рынок и др.

3.Культуролог должен уважать традиции изучаемого им сообщества для того, чтобы …

понять его культуру

повысить свой культурный уровень

поднять свой социальный статус

познать самого себя

Решение:

Характерной чертой культурологического метода можно считать преодоление дистанции между исследователем и предметом познания. Нельзя понять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценностей.

4.Социология заимствует у культурологии …

некоторые методы полевого исследования

научные термины

логику научного вывода

результаты научных исследований

Решение:

В рамках культурологии сложилась собственная система терминов – слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания (философии, социологии, истории); из языка повседневной жизни. У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию.

Когда речь идет об этнографических методах, социологи прежде всего вспоминают о включенном наблюдении как исследовательской практике, характеризующей классический этнографический инструментарий.

Особенности познавательного аппарата этнографии оказались привлекательными при изучении социальных явлений развитых индустриальных обществ и постепенно оформились в самостоятельную социологическую традицию.

5.Культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные …

сферы

достижения

феномены

понятия

Решение:

Культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы. В ней могут быть выделены подсистемы материальной и духовной культуры, искусства и т.д., каждая из них может рассматриваться как относительно (и только относительно) самостоятельная система.

6.Пересечение культурологии и философии культуры обусловлено тем, что …

культурная жизнь является частью общей исторической картины

культура и история развиваются по общим законам

культурные и исторические процессы определяются экономическими факторами

культура является предметом изучения истории

Решение:

Культура определенным образом попадает в круг исторического знания. Имеется два основных аспекта пересечения этих наук. Во-первых, исторический подход распространяется на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может быть выделена из общей исторической картины общества. В свою очередь многие фундаментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры. Во-вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом.