Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Формами текущего контроля являются домашние задания, контрольные работы, рефераты, эссе, проекты и другие виды самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой на основании результатов текущего контроля и индивидуального плана-отчета студента.
Критерии оценки качества знаний для итогового контроля даны в разработанной и принятой в Академии балльно-рейтинговой системе.
Темы письменных практических и контрольных работ:
1. Графическая работа «Язык и речь».
2. Терминологическая работа «Дефиниции методов языкознания».
3. Графическая работа «Лингвистическая карта России»
4. Эссе (рубежный контроль по Модулю №2) на одну из тем по выбору:
1).Как я оцениваю положение русского языка в современном мире.
2) Как я отношусь к изменениям фонетических норм в русском языке.
3) Можно ли говорить о том, что русский язык «на грани нервного срыва»?
4) Влияет ли молодёжный жаргон на отношение «отцов и детей»?
5) Можно ли говорить об особом «языке Интернета»?
6) Нужны ли изменения в законодательстве РФ о русском языке?
5. Глоссарий греческих и латинских терминов, актуальных в практике эксперта-речеведа.
6. Эссе (итоговый контроль по Разделу I) на одну из тем по выбору:
1).Что дало мне изучение теоретических проблем языкознания как будущему эксперту-речеведу?
2) Какие идеи и лингвистические теории не устарели в XXI веке и могут быть востребованы в судебном речеведении?
7. Контрольная работа по основам фонетики.
Модельные задания:
Вариант №1
1. Затранскрибируйте текст:
Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
2. Определите согласный по описанию и приведите примеры слов с этим согласным: во всем сходный с [т], кроме уровня шума.
3. Определите гласный по описанию и приведите примеры слов с этим гласным: средний ряд, верхний подъем, нелабиализованный.
4. Охарактеризуйте все звуки в слове: следствие.
5. Решите пропорцию и приведите примеры слов, где встречается найденный звук:
т/д=к/?
6. Объясните, в результате какого процесса слово осемь изменилось в ВОСЕМЬ.
Приведите примеры слов, в которых происходил тот же фонетический процесс.
7. Выделите и охарактеризуйте слоги в слове поссориться.
Вариант №2
1. Затранскрибируйте текст:
Но день пройдет, и в сердце снова
Ворвутся, не боясь угроз,
Слепые призраки былого,
Толпы вчера прошедших грез.
2. Определите согласный по описанию и приведите примеры слов с этим согласным: переднеязычный, зубной, носовой, сонорный, мягкий.
3. Определите гласный по описанию и приведите примеры слов с этим гласным: средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный.
4. Охарактеризуйте все звуки в слове: специалист.
5. Решите пропорцию и приведите примеры слов, где встречается найденный звук:
в / ф = γ / ?
6.В словах МОЙ, НАШ все согласные звуки произнесите с таким положением небной занавески, какое она принимает при произношении русских гласных. Какие получатся слова?
7. Выделите и охарактеризуйте слоги в слове бессловесный.
Вариант №3
1. Затранскрибируйте текст:
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
2. Определите согласный по описанию и приведите примеры слов с этим согласным: щелевой, заднеязычный, шумный, глухой, мягкий.
3. Определите гласный по описанию и приведите примеры слов с этим гласным: передне-средний ряд, средне-нижний подъем, нелабиализованный.
4. Охарактеризуйте все звуки в слове: осуждённый.
5. Решите пропорцию и приведите примеры слов, где встречается найденный звук:
п / б = ч’ / ?
6. В чем функциональные различия между гласными и согласными звуками?
7. Найдите ассимиляцию и охарактеризуйте этот процесс в слове: пирожки.
Вариант №4
1. Затранскрибируйте текст:
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
2. Определите согласный по описанию и приведите примеры слов с этим согласным: фрикативный, язычный, небный, сонорный, мягкий.
3. Определите гласный по описанию и приведите примеры слов с этим гласным: средний ряд, средний подъем, нелабиализованный.
4. Охарактеризуйте все звуки в слове: академия.
5. Решите пропорцию и приведите примеры слов, где встречается найденный звук:
п / б’= с / ?
6. Как произнесет слово ассистент беззубый старик? Почему?
7. Найдите ассимиляцию и охарактеризуйте этот процесс в слове расшумелись.
8. Контрольная работа по русской орфографии с теоретическим комментарием.
9. Контрольная работа по морфемике и словообразованию.
Модельные задания:
1. В приведенных ниже предложениях найдите явления полисемии и омонимии. Свой ответ обоснуйте.
2. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ подчеркнутых слов.
3. Найдите в тексте примеры разных способов словообразования.
4. Найдите в тексте примеры основных принципов русской орфографии.
1) Завод часов слишком тугой. Наш завод перестал выпускать тяжелые станки.
2) Вечером вся семья собиралась за столом. В магазине работает стол заказов. «… под каждым ей листом был готов и стол и дом» (Крылов). Диетический стол – залог успешного лечения гастрита.
3) Затопили печь в гостиной. Катер затопили у входа в гавань.
4) На ферме вывели новый сорт картофеля. Пятна без труда вывели.
5) К ужину подали отварной язык с хреном. Взять языка – задача разведчиков на передовой. Язык до Киева доведет. Русский язык входит в число мировых. Это язык ООН.
6) Молчалин аккуратно выбил трубку. Слышите, звонят, - снимите трубку.
7) Проститься перед разлукой. Проститься с мечтой. Крепко сидишь в седле, ноги в стременах. Сверкали спицы, блестело кожаное седло – велосипед притягивал взгляд.
8) Тихий голос. Тихая погода.
9) Счастливый брак. Заводской брак.
10) Строевой лес. Строевая песня.
11) Холодный кофе. Холодный взгляд.
12) Идут часы. Идут торги. Тебе идут очки.
13) Общеобразовательная школа. Пройти хорошую школу. Фламандская школа живописи. За исполнение школы фигуристка получила высший балл.
10. Контрольная работа по лексике и семантике
Модельные задания:
1. Проанализировать текст на лексическом уровне.
2. Выделить слова, входящие в одно (или в разные) ЛСП.
3. Сделать разбор выделенных слов, выбрав для каждого из слов нужный аспект (компонентный анализ ЛЗ, семный анализ, определение типа мотивированности, определение типа переносного значения, этимологический анализ, стилистический анализ и т.д.).
4. Использовать (если это необходимо) лексикографические источники.
Ваш взгляд – его мне подстеречь…
Но уклоняете вы взгляды…
Да! Взглядом – вы боитесь сжечь
Меж нами вставшие преграды!
Когда же отойду под сень
Колонны мраморнойугрюмо,
И пожирающая дума
Мне на лицо нагонит тень,
Тогда – угрюмому скитальцу
Вослед скользнет ваш беглый взгляд,
Тревожно шелкзашевелят
Трепещущие ваши пальцы,
К ланитам хлынувшую кровь
Не скроет море кружев душных,
И я прочту в очах послушных
Уже ненужную любовь.
11. Контрольная работа по грамматике.
Модельные задания:
1.Какие грамматические значения и какими средствами они выражены в примерах: следователь – следователя – следователю; иду – шел; умнейший - самый умный; поехал - поехал бы; избегал – избежал, везу - вёз; a mother - about the mother; man – men; good – better – the best.
2.Сделать грамматический разбор предложений:
В законодательство Российской Федерации о русском языке необходимо внести дополнения и изменения.
Для того чтобы составить грамотное заключение эксперта-речеведа, необходимо владеть специальными знаниями.
12. Итоговая письменная работа по анализу языковых фактов с применением определенной методики (по выбору). Тексты для тренинга размещены на электронном ресурсе recheved@mail.ru
Вопросы для промежуточной аттестации по первому разделу
- Язык как объект общего языкознания
- Проблема определения языка
- Языкознание как система наук о языке
- Связь языкознания с другими науками
- Основные проблемы языкознания
- Проблема сущности языка
- Язык как знаковая система
- Проблема языкового знака
- Язык как общественное явление
- Язык и речь
- Методы языкознания
- Описательный метод в языкознании
- Синхрония и диахрония
- Сравнительно-исторический метод в языкознании.
- Основные понятия контрастивной лингвистики
- Уровни языка. Основные единицы языка
- Основные функции языка
- Когнитивная функция языка
- Проблема соотношения языка и мышления
- Коммуникативный ранг языка. Мировые языки
- Национальный язык и формы его существования
- Понятие «литературный язык»
- Диалекты территориальные и социальные. Жаргон. Арго
- Языковые табу и эвфемизмы
- Формирование понятия «нормы» в традициях языкознания и понятие «варианта» в современной лингвистической теории
- Функциональные стили современного русского языка
- Дивергенция и конвергенция языков
28. Генеалогическая классификация языков
- Индоевропейская семья языков
30. Лингвистическая карта России
31. История языкознания как предмет изучения
32. Общее представление о периодизации истории языкознания и смене парадигм в языкознании
33. Основные лингвистические традиции
- Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини
- Языкознание в Древней Греции и Древнем Риме
36. Диалог Платона «Кратил»
- Языкознание Средних веков и эпохи Возрождения
38. Языкознание Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- «Грамматика Пор-Рояль»
- Зарождение сравнительно-исторического языкознания
- «Философия языка» В. Гумбольдта
- Основные положения концепции В. Гумбольдта
- Лингвистические антиномии В. Гумбольдта
- Натуралистическое направление в языкознании середины XIX в.
- Грамматические учения М.В. Ломоносова
- Логико-грамматическое направление в языкознании
- Психологическое направление в языкознании
- Младограмматическое направление в языкознании
- Русское языкознание XIX в
- Лингвистические взгляды А.А. Потебни
- Московская лингвистическая школа
- Грамматические взгляды Ф.Ф. Фортунатова
- Казанская лингвистическая школа
54. Лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ
55. Общая характеристика периода XIX — XX вв. как периода наследования старых традиций и беспрерывных поисков новых путей в языкознании
- Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
57. Неогумбольдтианство
58. Принципы лингвистического структурализма и его претензии
- Датский структурализм. Глоссематика
60. Пражская школа функциональной лингвистики
61. Основные направления американского структурализма и Лондонская школа структурализма
- Эстетическая школа. К. Фосслер
- Школа «слов и вещей»
64. Связь русского и европейского языкознания
65. Русское языкознание XX в.
Вопросы для контроля по второму разделу
- Фонетика как раздел языкознания
- Акустический аспект в изучении звуков
- Артикуляционный аспект в изучении звуков. Речевой аппарат
- Классификация гласных звуков
- Классификация согласных звуков
- Слог. Слогоделение
- Фонетическое членение речи
- Такт. Фраза. Проклитики и энклитики
- Ударение, виды ударения
- Интонация фразы и синтагмы. Выявление интонем
- Фонетические процессы
- Системы фонетической транскрипции
- Фонология. Понятие о фонеме. Соотношение фонемы и звука
- Фонема и ее аллофоны
- Основные фонологические школы и их трактовка фонемы
- Фонологическая система русского языка
- Орфоэпия, орфоэпическая норма
- Графика. Орфография. Основные принципы русской орфографии
- История письма. Этапы развития письма
- Морфемика. Типы морфем
- Словообразующие и формообразующие морфемы
- Агглютинация и фузия
- Основные способы словообразования
- Лексика. Слово как предмет лексикологии
- Процессы номинации и лексические единицы языка
- Лексическое значение. Компоненты лексического значения
- Основные лексико-семантические разряды слов
- Системные связи между единицами лексикона. Лексико-семантические поля
- Моносемия и полисемия
- Омонимия. Виды омонимов
- Синонимия. Виды синонимов
- Антонимия. Виды антонимов
- Внутренняя форма (мотивировка) слова
- Этимология. Деэтимологизация. «Народная этимология»
- Стилистическое расслоение словарного состава
- Исторические изменения в словарном составе языка
- Заимствование. Калькирование
- Неологизмы
- Устаревшие слова: архаизмы и историзмы
- Явление «табу», эвфемизмы
- Семиотические принципы в исследовании языка
- Понятие фразеологизма. Виды фразеологизмов
- Фразеологизмы как особые языковые формы фиксации значений. Семантическое пространство русских фразеологизмов
- Лексикография. Основные типы словарей
- Типологическая классификация языков
- Предмет и задачи грамматики
- Грамматика как составная часть языковой структуры и как раздел науки о языке
- Грамматическая форма. Грамматическая категория
- Грамматическое значение и способы его выражения
- Синтетические и аналитические языки
- Части речи и принципы их выделения
- Исторические изменения в морфологической системе языка
- Словосочетание. Типы словосочетаний
- Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность
- Пропозициональная (предикатно-актантная) структура
- Предикационная (субъектно-предикатная) и субъектно-объектная структуры
- Интенциональная структура предложения. Основные средства выражения синтаксических связей и функций
- Сложные единицы синтаксиса и вопросы пунктуации
- Исторические изменения в грамматическом строе языка
- .Современное состояние русского языка. Проблемы и перспективы
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
Раздел I | |||
Модуль 1. Тема 1. Язык как объект языкознания | ОК-16 | Студент должен знать: - основные положения научной теории языкознания; - основные понятия и категории языкознания; - различные подходы к определению языка; - основные разделы общего языкознания; - основные проблемы общего языкознания; - статус русского языка как государственного, мирового, языка межнационального общения; уметь: - понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы; - оперировать лингвистическими и философскими понятиями и категориями; - анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы соотношения языка и мышления, языка и общества; - анализировать лингвистические факты и континуумы; - определять функции языка; - определять коммуникативный статус языка; - выявлять особенности знаковой и социальной природы языка; - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия; - критически осмыслять информацию о сущности языка, теориях происхождения языка; - осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии; владеть: - лингвистической терминологией; - необходимым понятийным аппаратом и оперировать специальными терминами; - навыками работы с различными источниками информации, компьютерной техникой. | |
Модуль 1. Тема 2. Проблема сущности языка в исторической перспективе | |||
Модуль 1. Тема 3. Язык в семиотическом, когнитивном и социальном аспектах | |||
Модуль 1. Тема 4. Основные дихотомии. Дихотомия язык и речь | |||
Модуль 2. Тема 5. Основные методы и направления в языкознании | ПК-1 ПК-20 | Студент должен знать: - историю формирования методологического инструментария лингвистического исследования; - основные парадигмы и направления языкознания; - генеалогическую классификацию языков; - языковую ситуацию современной России; - законодательство РФ о русском языке и других языках народов России; уметь: - выявлять сущностные и содержательные аспекты разных методов лингвистического исследования; - определять место конкретного языка в генеалогической классификации; - определять место и социальную роль языков народов России; - анализировать лингвистические факты в аспекте языковой нормы; - определять функции языковой нормы; - анализировать возникающие в связи нарушением норм языка конфликты; - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия, отраженные в языках народов России; - работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных; - критически осмыслять информацию о допустимости нарушения нормы языка; - осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии; владеть: - методологическим инструментарием при выполнении практических работ и проектов; - литературными нормами современного русского языка (лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, стилистическими); - специальной лингвистической терминологией; - навыками работы с различными источникамиинформации, компьютерной техникой. | |
Модуль 2. Тема 6. Основы контрастивного языкознания.Генеалогическая классификация языков | |||
Модуль 2. Тема 7. Проблема языковой нормы и её вариантов в современном русском языке | |||
Модуль 3. Тема 8. История языкознания. Основные лингвистические традиции | ОК-16, ПК-20, | знать: - основные лингвистические традиции, основные научные теории, школы и их главнейших представителей по ключевым проблемным вопросам языкознания; - движение к рациональному объяснению лингвистических явлений в условиях кризиса Средневековья; - роль Гумбольдта в формировании языкознания как науки; - роль Соссюра в формировании научных парадигм XX в.; - роль русских ученых в формировании науки о современном русском языке; - плюрализм учений о языке, многообразие их теоретико-методологических основ в XIX – XX вв.; уметь: - выявлять связь лингвистических концепций с этнокультурным, историческим, философским, общенаучным контекстом - выявлять динамику развития лингвистических идей; - объяснять причины смены научных парадигм в языкознании; - выявлять роль греко-латинской традиции в формировании современной лингвистической терминологии; - работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных; - применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов - обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, презентации по результатам выполненных исследований. владеть: - лингвистической терминологией; - навыками схематического представления лингвистических школ в рамках лингвистических традиций; -навыками сравнительно-лингвистического анализа развития языкознания в России и др. государствах - навыками творческой научной работы и применения методов научного познания в предметной области лингвистической науки. | |
Модуль 3. Тема 9. Языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения | |||
Модуль 3. Тема 10. Зарождение исторического и сравнительного языкознания | |||
Модуль 3. Тема 11. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник языкознания как науки | |||
Модуль 3. Тема 12. Европейское языкознание XIX в. | |||
Модуль 3. Тема 13. История русского языкознания | |||
Модуль 3. Тема 14. Концепция Фердинанда де Соссюра – новый этап в развитии языкознания | |||
Модуль 3. Тема 15. Лингвистика XX в. Современные школы языкознания | |||
Раздел II | |||
Модуль 4. Тема 16. Основы общей фонетики | ОК-16, ПК-2, ПК-7, ПК-20. | Студент должен знать: - общие свойства и специфику современного русского языка и методов его изучения; - структуру языка и особенности единиц каждого уровня; -фонетическое членение речи; - аспекты изучения звуковой стороны языка; - фонемный состав русского языка; - основные положения Московской и Петербургской фонологической школы; -основные этапы развития письма; - основной принцип русской графики; -принципы русской орфографии; - основные положения морфемики; - способы словообразования в русском языке; уметь: - выделять фонетические единицы в речевой цепи; - классифицировать и характеризовать гласные и согласные звуки русского языка; - анализировать фонетические процессы; - анализировать орфоэпические нормы; - определять границы и функции фонем; - выявлять границы и функции морфем; - осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии; владеть: -орфоэпическими нормами современного русского языка; - орфографическими нормами современного русского языка; - фонетической и морфемной терминологией; - навыками транскрибирования; -навыками морфемного анализа; - навыками словообразовательного анализа; - навыками работы с различными источниками информации, компьютерной техникой. | |
Модуль 4. Тема 17. Основы общей фонологии | |||
Модуль 4. Тема 18. Основы общей теории письма (грамматологии) | |||
Модуль 4. Тема 19. Основы морфемики и словообразования | |||
Модуль 5. Тема 20. Основы общей лексикологии и семантики | ОК-16, ПК-18, ПК-20. | Студент должен знать: - процессы номинации и лексические единицы языка; - основные понятия фразеологии; - основные понятия лексикографии; - систему частей речи современного русского языка; - основные положения теории синтаксиса современного русского языка; - методологические принципы исследования языковых фактов; уметь: - определять синтагматические и парадигматические границы слова, системные и асистемные связи лексических единиц; - выявлять заимствования и определять их функции в тексте; - выявлять фразеологизмы и определять их функции в тексте; - использовать лексикографические источники для анализа единиц языка; - определять грамматическое значение и способы его выражения; - определять и характеризовать каждую часть речи; - выявлять основные средства выражения синтаксических связей и функций; владеть: - навыками семного, компонентного, этимологического анализа слова; - навыками грамматического анализа; - современным отечественным и международным опытом приложения общего языкознания в различных проблемных сферах функционирования современного русского языка; - методиками исследования русского языка. | |
Модуль 5. Тема 21. Основы общей морфологии | |||
Модуль 5. Тема 22. Основы общего синтаксиса | |||
Модуль 5. Тема 23. Современный русский язык: инновации и традиции |