БИХЕВИОРИЗМ

Первые психологи исследовали мышление, анализируя собственные мысли и самоотчета других людей о ходе их мышления. Бихевиористы отвергли этот метод. Они считали, что наука должна быть основана на данных, не вызывающих сомнения, на чем-то надежном и поддающемся объективному измерению. Это означало уход от обсуждения и самоотчетов в сторону изучения простого поведения. Бихевиористы не доверяли субъективным впечатлениям и проводили эксперименты, контролируя входящую информацию («стимулы») и измеряя исходящую («реакции»). Они рассчитывали, что эти эксперименты позволят увидеть связь между стимулом и реакцией, а о том, что происходит в промежутке, в «черном ящике» ума, беспокоиться не придется. Вот один из примеров: крыса в клетке получала лакомство в награду каждый третий раз, когда нажимала на рычажок. Отметив общее количество нажатий, со временем можно было получить объективное представление о том, как быстро животное обучается, Наиболее известные открытия, сделанные бихевиористами, затрагивают именно фундаментальные механизмы обучения, а также описывают процесс, в ходе которого подопытный начинает понимать связь между стимулом и реакцией посредством многократного повтора действия или вознаграждения (как в этом примере)

 

 

17.Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

• Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

• Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

• Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

• Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

• Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

• Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

• Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

 

18.В психологии когнитивизм это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.

Когнтивизм состоит из двух крупных компонентов: один методологический, а второй – теоретический. Методологически, когнитивизм адаптирует позитивистский подход и веру в то, что психология может быть полностью объяснена при использовании эксперимента, измерения и научных методов. Существует также редукционистская цель, осознать и идентифицировать все индивидуальные компоненты мыслительного процесса (когнитивная архитектура). Существует также мнение, что познание состоит из дискретных, внутренних умственных сегментов (репрезантаций или символов), манипуляция которыми представляет собой некоторый алгоритм.

 

 

19.Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, явля­ется одним из основателей концепции гуманистической

психологии. Разработанная им теория, получившая на­звание феноменологической, и основанный на ней психо­терапевтический метод «клиентцентрированной терапии» очень популярны и влиятельны в научных кругах.

Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.

1. Признание ценности и уникальности человеческой

личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жиз­ни и объединенного в понятие «феноменальное поле».

2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени со­впадения или несовпадения видения субъектом своего

внутреннего мира с реальной окружающей его действитель­ностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к по­зитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию.

3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуально­стью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, -главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невро-тизации.

4. Понимание самооценки как важнейшего компонента

личности, в котором выражается сущность человека и ко­торый обладает качеством адекватности и гибкости, т. е.

способности меняться в зависимости от ситуации.

5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту явля шееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение I ется важным фактором ее формирования.

 

 

20.Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

 

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

1 Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2 Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

3 Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4 Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5 Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

 

 

21/23.Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.

Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.

К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение.