Программное содержание.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню (музыку и слова), вырабатывать устойчивое слуховое внимание. Развивать навыки выразительных движений (ритмично ходить под музыку, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не шаркая ногами).
Материал.
Кукла. Петушок (мягкая игрушка).
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу вместе с куклой Машей. Здоровается и приглашает детей в музыкальный зал, говорит, что их там кто-то ждет. Все вместе они идут в музыкальный зал.
М.р. Мы пришли сюда опять, будем вместе мы гулять. И Машу возьмем. Зазвучит спокойная музыка, и мы не будем торопиться. (Педагог вместе с куклой наблюдая за тем, чтобы дети не сбивались в стайки, не толкались, шли в одном направлении. Не нужно напоминать детям, чтобы они слушали музыку и ходили ритмично, — они постепенно учатся согласовывать свои шаги с темпом музыки, останавливаются с ее окончанием. Упражнение повторяется 2—З раза) Как хорошо вы гуляли: каждый по своей дорожке. А теперь подойдите ко мне. Сегодня Машенька пришла к нам не одна, а со своим другом... Кто он — отгадайте сами!
Очень рано встает,
Голосисто поет,
Детям спать не дает...
Ку-ка-ре-ку!
Дети отгадывают — появляется Петушок, дети его рассматривают: вот головка, гребешок, глазки, ножки со шпорами, крылышки и т.д.
М.р. Вот он, Петя-петушок. Золотистый гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Очень рано встает, голосисто поет. Как поет Петушок? (Дети подражают пению петуха) Я знаю про него песенку! Послушайте.
Исполняет без музыкального сопровождения русскую народную попевку в обраб. М. Красева “Петушок”, стараясь научить детей эмоционально откликаться на образ Петушка, передавая ласковый, напевный характер песни. Повторяет попевку, но уже с музыкальным сопровождением.
М.р. Теперь посадим Петушка поудобнее, пусть послушает, как кукла Маша была в гостях у бабушки.
Исполняет песню “Ладушки” с музыкальным сопровождением, задает вопросы по тексту песни, предлагает спеть песню всем вместе. Учит детей эмоционально отзываться на песню веселого характера, воспитывает доброжелательное отношение к бабушке. Учит детей протягивать ударные слоги в словах “ла-душки”, “бабушка”. По очереди подходит к каждому ребенку, мимикой показывая свое отношение к песне. По окончании исполнения хвалит всех детей.
М.р. Когда Маша устала, мы уложили ее в кровать и пели ей тихую, ласковую колыбельную песенку. Когда вы качаете своего мишку или зайчика, вы тоже напеваете колыбельную, и мама перед сном своим детишкам поет колыбельную. (Читает стихотворение)
Светят звезды ласково
Над моим окном.
И поет мне песенку
Мама перед сном,
Самую любимую
Песенку мою:
Спи, моя хорошая,
Спи, моя пригожая,
Баюшки-баю!
М.р. Послушайте еще раз уже известную вам песенку “Баю-баю”, она ласковая и тихая, добрая и нежная. Для чего же поют такую песенку? Правильно, чтобы скорей заснуть. А что можно делать под такую музыку? (Исполняет русскую народную мелодию «Ах вы, сени») Конечно, плясать! Музыка веселая, живая, задорная.
Попляшите, малыши,
Ай да ножки хороши!
Исполняет плясовую мелодию «Полянка», дети пляшут, выполняя движения по показу воспитателя.
Маша. Как хорошо, как весело плясали дети! Мне с моим дружком Петушком очень понравилось. Мы тоже хотим с вами поплясать! (Все пляшут еще раз) Очень весело было. До новых встреч! до свидания!
М.р. (провожает детей до двери; прощаясь, обращается к каждому). Приходи, дружок, еще, я буду тебя ждать!