Содержание управления государственной собственностью
Вопрос об управлении государственной собственностью представляет собой еще один стык публичного и частного права.
Отношения собственности нельзя смешивать с отношениями по управлению данной собственностью.
Мы будем рассматривать управление как категорию публичного права.
Можно выделить следующие признаки управления собственностью:
1. При управлении имуществом собственник отстранен (физически и юридически) от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу – существуют два субъекта, связанные отношениями по поводу объекта собственности.
Соответственно с управляющего субъекта можно спросить за «эффективность» управления. Когда же собственник и пользователь (лицо, осуществляющее право собственности) совпадают, вопрос об эффективности управления не встает вовсе, оставаясь внутренним делом собственника. Для гражданского права не имеет значения каким образом и что именно делает собственник в отношении своего имущества (если только речь не идет о нарушении прав и интересов других лиц, публичного порядка и пр. деликтах).
В управлении имуществом собственника явственно различимы признаки публичного (государственного) управления:
1. множественность субъектов и их юридическая «иерархия»
2. субъекты связаны с объектом и друг с другом по поводу объекта;
3. главный юридический субъект (собственник) отстранен от объекта;
4. объем полномочий управляющего субъекта строго определен;
5. отношения субъектов регулируются отдельно и подробно – непосредственно законом или договором между ними;
6. действия управляющего субъекта ограничены заданием собственника или его интересами (изначальная целевая заданность управления);
7. деятельность управляющего субъекта контролируется и оценивается собственником или органом, назначившим управление имуществом;
8. за неэффективность управленческой деятельности возможно применение санкций.
Представители гражданско-правовой науки утверждают, что вопросы управления государственной собственностью ввиду равноправия форм собственности достаточно освещены в ГК (управление имуществом лица: опека, попечительство, безвестно отсутствующий, управление наследством, доверительное управление); (Управление деятельностью).
Вывод: управление государственной собственностью – публично-правовая категория, категория не знакомая гражданскому законодательству, а потому нуждающаяся в регламентации.
Очевидно, должно существовать отраслевое законодательство по этому вопросу. На федеральном уровне подобных законов нет, на помощь приходит региональное законодательство. Во многих субъектах РФ уже приняты специализированные законы об управлении государственной собственностью.
В узко-правовом смысле управление государственной собственностью можно определить как осуществление уполномоченными государственными органами посредством механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.
Никогда не нужно забывать, что управление собственностью – процесс во многом экономический, проходящий как в правовой, так и в организационной формах; иногда он бывает далек от права.
Однако государство должно всегда действовать в правовых рамках, даже организационные действия осуществляя в «правовом коридоре».
Специфика управления государственной собственностью очевидно свидетельствует в пользу принятия федерального закона о государственной собственности. Об этом законе косвенно говорится в ГК РФ (п.5 ст.214 – отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом).
На деле государственная собственность управляется плохо и неэффективно, регулирование этих процессов рассредоточено в разнообразных нормативных актах, чаще всего подзаконных.
Закон общего плана смог бы установить основные принципы управления, виды субъектов и объектов государственной собственности, а главное – решить те вопросы публично-правового толка, которые не в состоянии регулировать ГК (определение отраслей, где необходимо существование государственного сектора, установление специфики публичной собственности и т. п.)