Содержание управления государственной собственностью

Вопрос об управлении государственной собственностью представляет собой еще один стык публичного и частного права.

Отношения собственности нельзя смешивать с отношениями по управлению данной собственностью.

Мы будем рассматривать управление как категорию публичного права.

Можно выделить следующие признаки управления собственностью:

1. При управлении имуществом собственник отстранен (физически и юридически) от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу – существуют два субъекта, связанные отношениями по поводу объекта собственности.

Соответственно с управляющего субъекта можно спросить за «эффективность» управления. Когда же собственник и пользователь (лицо, осуществляющее право собственности) совпадают, вопрос об эффективности управления не встает вовсе, оставаясь внутренним делом собственника. Для гражданского права не имеет значения каким образом и что именно делает собственник в отношении своего имущества (если только речь не идет о нарушении прав и интересов других лиц, публичного порядка и пр. деликтах).

В управлении имуществом собственника явственно различимы признаки публичного (государственного) управления:

1. множественность субъектов и их юридическая «иерархия»

2. субъекты связаны с объектом и друг с другом по поводу объекта;

3. главный юридический субъект (собственник) отстранен от объекта;

4. объем полномочий управляющего субъекта строго определен;

5. отношения субъектов регулируются отдельно и подробно – непосредственно законом или договором между ними;

6. действия управляющего субъекта ограничены заданием собственника или его интересами (изначальная целевая заданность управления);

7. деятельность управляющего субъекта контролируется и оценивается собственником или органом, назначившим управление имуществом;

8. за неэффективность управленческой деятельности возможно применение санкций.

Представители гражданско-правовой науки утверждают, что вопросы управления государственной собственностью ввиду равноправия форм собственности достаточно освещены в ГК (управление имуществом лица: опека, попечительство, безвестно отсутствующий, управление наследством, доверительное управление); (Управление деятельностью).

Вывод: управление государственной собственностью – публично-правовая категория, категория не знакомая гражданскому законодательству, а потому нуждающаяся в регламентации.

Очевидно, должно существовать отраслевое законодательство по этому вопросу. На федеральном уровне подобных законов нет, на помощь приходит региональное законодательство. Во многих субъектах РФ уже приняты специализированные законы об управлении государственной собственностью.

В узко-правовом смысле управление государственной собственностью можно определить как осуществление уполномоченными государственными органами посредством механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.

Никогда не нужно забывать, что управление собственностью – процесс во многом экономический, проходящий как в правовой, так и в организационной формах; иногда он бывает далек от права.

Однако государство должно всегда действовать в правовых рамках, даже организационные действия осуществляя в «правовом коридоре».

Специфика управления государственной собственностью очевидно свидетельствует в пользу принятия федерального закона о государственной собственности. Об этом законе косвенно говорится в ГК РФ (п.5 ст.214 – отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом).

На деле государственная собственность управляется плохо и неэффективно, регулирование этих процессов рассредоточено в разнообразных нормативных актах, чаще всего подзаконных.

Закон общего плана смог бы установить основные принципы управления, виды субъектов и объектов государственной собственности, а главное – решить те вопросы публично-правового толка, которые не в состоянии регулировать ГК (определение отраслей, где необходимо существование государственного сектора, установление специфики публичной собственности и т. п.)