Социализация и ее основные характеристики

 

Социализация – процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Личность человека прибывает в общество не с неведомых галактик и планет. Она рождается и развивается в определенной социальной макро- и микросреде. Она приходит в организацию из конкретных семей, организаций, компаний сверстников и несет в себе особенности этого своеобразного социального окружения. Хотим мы того или нет, но наш подчиненный — не чистый лист бумаги, а вполне сложившийся человек, имеющий свои взгляды, убеждения, потребности, желания, идеалы.

Личность, группа, общество представляют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как общество и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе преломления и закрепления в личности требований общества, группы лежит процесс социализации личности.

Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х — начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. Интерес к проблеме социализации у нас возник несколько позже, чем за рубежом, — во второй половине 60-х годов. Первые редакции понятия «социализация» указывали, прежде всего, на то, что это — процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду. Значительно позднее в определение понятия «социализация» были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот сложный и многомерный процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей. Социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий и активное воспроизводство индивидом общественных отношений.

Таким образом, социализация (от лат. socialis — общественный) — это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. В результате этого процесса индивид становится полноправным членом общества. Социализация личности, являясь центральной проблемой социальной психологии, призвана гармонизировать взаимоотношения в звене «личность — общество». С первых часов жизни человека начинается этот процесс, в основе которого лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Социализацию нельзя сводить к воспитанию. Наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, то есть с воспитанием, социализация включает элементы стихийного, неорганизованного влияния среды. Существенно отличается процесс социализации и от процесса развития индивида.

Для развития (т.е. процесса непрерывных изменений в психике и организме человека), как и для социализации, большую роль играют социальные факторы, среда, обучение, воспитание. Это то, что сближает эти процессы. Однако имеются и существенные отличия. Во-первых, развитие, наряду с социально-личностными изменениями, включает и психофизиологические изменения, происходящие с индивидом. Во-вторых, в процессе развития личности на первый план выступают внутренние силы самодвижения, саморазвития; процесс социализации предусматривает доминирование внешних факторов при активной роли индивида.

Процесс социализации включает четыре периода: детство, отрочество и юность, зрелость, старость. Важным периодом социализации является детство, включающее три стадии:

* первое детство, включающее младенчество (с момента рождения и до одного года), и преддошкольное детство (от одного года до трех лет). На этой стадии развивается функциональная независимость и речь;

* второе, или дошкольное, детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов;

* третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципиально отличную от семьи и дошкольных учреждений социальную группу — школьный класс.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. Отрочество и юность включает две стадии:

* собственно отрочество, или подростковый возраст, соответствует половому созреванию и продолжается с 12 до 15 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

* юность, продолжающуюся с 15 лет до 21 года (первый период — с 15 до 17 лет и второй период — с 17 лет до 21 года), соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Зрелость как период социализации включает две стадии:

* стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

* зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

Заключительный период социализации — старость продолжается с 60 до 90 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. После 90 лет человека относят к долгожителям.

Несколько слов об осознании возраста, о психологическом времени личности. Само понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст связан, прежде всего, с тем, как человек оценивает свой возраст во внутреннем мире. Существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40 лет) и люди старшего возраста (от 40 до 60 лет). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется и так же, с переоценкой возраста, он воспринимает других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Процесс социализации охватывает ряд сфер, среди которых — деятельность, общение и самосознание.

Три человека что-то строили. Занимались одним и тем же, но на вопрос, что они делают, отвечали по-разному. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий ответил: «Я строю храм».

Притча

Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности, в освоении и осмыслении каждого вида деятельности. В творческой профессиональной деятельности существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30— 35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно

до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт — возраст 50—60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширение круга общения, обогащение его содержания. Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности; осмыслении своей социальной принадлежности, своей социальной роли; формировании самооценки.

В наиболее обобщенном виде самосознание выражено в «Я» концепции представителей гуманистической психологии. Среди главных идей этого подхода следующие. В центре всех социальных процессов стоит Человек. Он должен иметь право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на само развитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции.

Необходимо выделить два самостоятельных вида воздействия на личность в процессе ее социализации: воздействия на макро- и микроуровнях. Социально-психологические воздействия общества на макроуровне по целенаправленному формированию личности, регулированию ее поведения и деятельности происходит через средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу, музыку, различные виды идеологического воздействия и т.д.

Больший интерес представляют социально-психологические воздействия на микроуровне, то есть на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида. Эти неорганизованные воздействия среды называют социально-психологическими механизмами социализации. Под ними понимают различные стихийные воздействия среды, ближайшего окружения, благодаря которым внешние регуляторы, групповые нормы и предписания переводятся во внутренний план, становятся внутренними поведенческими регуляторами. Социально-психологические механизмы социализации играют роль «переходных мостиков» между внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, ролевыми предписаниями, одобрением и осуждением и внутренними регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями готовности к определенным поведенческим реакциям.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

* подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и др.);

* внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

* социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает «облегчение»);

* конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Для процесса социализации крайне важны определенные институты, то есть те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. В качестве институтов социализации чаще всего рассматриваются семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовой и воинский коллективы, политические партии и организации, неформальные объединения, группы «по интересам», общества сверстников, средства массовой коммуникации и др.

Традиционные институты социализации складывались стихийно, а функции их многократно изменялись и накладывались друг на друга. Все они полифункциональны, а предъявляемые к ним нормативные требования не всегда соответствуют их реальным возможностям. Кроме того, каждый из этих институтов находится в процессе сложной и противоречивой эволюции.

Роль разных институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова. Семья, играющая главную роль на ранних стадиях социализации, постепенно уступает свое место школьным, трудовым, воинским коллективам, различным неформальным группам. В более позднем возрасте, в послетрудовой стадии, семья снова выходит на первое место по своей значимости для индивида. Чтобы координировать усилия этих институтов, руководителю нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.

Семья — важнейший институт социализации. Однако современная семья не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (дошкольные учреждения, детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и др.

Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. Сегодня речь идет уже не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Такой авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.

Радикальные сдвиги происходят в системе мужских и женских социальных ролей в семье, происходит низвержение их традиционной дифференциации. Испокон веков мужчина считался главой семьи, кормильцем и добытчиком, тогда как женщина-мать вела домашнее хозяйство, воспитывала детей и поддерживала в семье определенный эмоциональный тонус. Сегодня распределение обязанностей в семье все чаще зависит не столько от пола, сколько от индивидуальных особенностей супругов. В принципе это прогрессивно. Но в результате этих изменений особенно сложной и проблематичной стала роль современного отца. Это не могло не сказаться на молодежи, среди которой много слабых духом, инфантильных, «е способных на лидерство.

Существенно изменилось и положение школы. В начале Нового времени учитель «присвоил» себе часть родительских функций. Некоторые его функции стали проблематичными. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон интересов учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Городская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни старшеклассников. Весьма сложна в современных условиях и проблема индивидуализации воспитания и обучения в рамках массовой школы, работающей зачастую в две смены.

По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и оно неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослыми учебные, производственные, спортивные и иные организации. С другой стороны, разнообразные стихийные неформальные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем важнее и притягательнее становится неформальное общение. Отказ от систематического изучения неформальных юношеских групп и молодежной субкультуры — одна из главных причин неэффективности работы с подростками.

Выделяют несколько стадий социализации личности.

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт — адаптируется, приспосабливается и подражает).

Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности,

Стадия интеграции. Проявляется желание найти своё место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, чтобы "стать как все";

конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

Понятие о психосоциальных кризисах.Социализация личности — процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы. В соответствии с теорией психосоциального развития американского психолога Э. Эриксона, развитие человека складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход на новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.

В целом человек на протяжении жизни переживает восемь глобальных психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста (причем шесть из них приходятся на период жизни до 20—25 лет). Суть кризиса составляет внутриличностный конфликт между противоположными состояниями сознания и психики. Благоприятный исход этих кризисов определяет возможность дальнейшей социализации и последующего расцвета личности. Неудачное разрешение одного из этих кризисов приводит к тому, что, разрешая следующий кризис, человек вынужден разрешать противоречия, свойственные не только для данного кризиса, но и для предыдущего. Однако это дается гораздо труднее. Это затрудняет процесс социализации и, например, объясняет такое социально-психологическое явление, как позднее взросление, социальная пассивность и др.

Первый кризис (доверие — недоверие) человек переживает в младенчестве — на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В случае удовлетворения потребности в общении и других жизненно важных потребностей, взаимной привязанности у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру. В случае плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви, слишком раннего или резкого отлучения ребенка от груди у ребенка формируется недоверие к окружающему миру. Таким образом, развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В процессе разрешения первого кризиса уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстраненности от них.

Второй кризис (самостоятельность — сомнения в себе и стыд) переживается в раннем детстве — в возрасте от I года до 3 лет. Он связан с первым опытом обучения, особенно с развитием простейших двигательных навыков (например, хождения), с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему, не лишая его возможности проявлять самостоятельность, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных, главным образом, со страхом потерять контроль над собственным организмом. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих.

Третий кризис (инициатива, активность чувство вины, пассивность) соответствует второму детству (с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («Я — сам»), активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение (например, напоминания мальчикам «Ты же мужчина, а мужчины не плачут» зачастую помогают гораздо больше других воспитательных средств). Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к пассивности и чувству вины.

Четвертый кризис (трудолюбие — чувство собственной неполноценности) происходит в младшем школьном возрасте (от 6 до 11 лет). В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы, принятых методов обучения и воспитания, у ребенка развивается вкус к работе, чувство долга, познавательные и коммуникативные умения и навыки и т.д. Или же, напротив, у него возникает чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей (ребенок избегает сложных заданий, ситуаций соревнования и т.д.

Пятый кризис (жизненное самоопределение — путаница ролей) переживают подростки обоего пола в период половой зрелости (11 и 16—18 лет). Этот период характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Типичная черта этого периода — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. В этот же период происходит поиск идеалов и примеров для подражания, строительство планов на будущее, самоопределение в вопросах «каким быть?», «кем быть?». Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. При успешном разрешении кризиса подросток формирует мировоззрение, заявляет о себе как об индивидуальности, осуществляет четкую половую поляризацию в формах поведения. Неспособность подростка к идентификации или связанные с нею трудности могут привести к ее «распылению» или же путанице ролей, которые подросток играет или будет играть во всех сферах жизнедеятельности. Может наступить выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром (в частности, непонимание форм поведения, соответствующих данному полу), застревание на прошлом вместо мыслей о будущем и др.

Шестой кризис (близость к людям — изоляция от людей) свойствен молодым взрослым людям в возрасте 18 — 25 лет. Он связан с поиском душевной и интимной близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит прожить семьей продолжительное время. Главные проблемы этого кризиса — любовь, рождение и воспитание детей, работа, удовлетворенность личной жизнью. При успешном разрешении кризиса выражено стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Отсутствие подобного опыта приводит к избеганию людей, особенно близких интимных отношений с ними, к изоляции человека и его замыканию в самом себе, к состоянию одиночества. При неразрешении шестого кризиса характерны первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил.

Седьмой кризис (творчество, жизненная активность — застой, сосредоточенность на себе, на своих проблемах) переживается человеком в возрасте 40 — 45 лет, а иногда и позднее. Его успешное разрешение характеризуется продуктивной и творческой работой над собой и другими людьми, удовлетворенностью семейными отношениями, гордостью за своих детей. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. В случае неразрешения этого кризиса у человека выражен эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, исключительная забота о самом себе.

В свою очередь, Пекк выделяет в этом кризисе четыре подкризиса. Во-первых, степень развития у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической силы и храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что естественно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, надо уметь не поддаться аффективному, чувственному обеднению, связанному с потерей и смертью близких или с обособлением детей, и сохранить эмоциональную гибкость, способствующую эмоциональному обогащению в иных формах. Наконец, в-четвертых, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис (полнота жизни отчаяние) переживается во время старения, особенно с выходом человека на пенсию. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Человек постоянно раздумывает о прошлом, но может приходить к различным итогам. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, если он приходит к выводу, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново, но вместе с тем стремясь получить от жизни больше, чем было получено. Особенно остро в этот период ощущение отсутствия в мире порядка, доброго, разумного начала.

Пекк и в этом кризисе выделяет три подкризиса. Во-первых, человеку приходится переоценить собственное «Я», помимо своей профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Во-вторых, человек должен осознать и свыкнуться с фактом ухудшения здоровья и старения тела, что позволяет ему выработать в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в-третьих, человек переживает период озабоченности, с исчезновением которой он уже без ужаса может принять мысль о смерти.

Таково видение процесса социализации личности через систему последовательно сменяющих друг друга восьми кризисов. Каждый из этих кризисов является своеобразной ступенью в восхождении к идеалу — гармонично развитой личности. Успешное преодоление этих кризисов определяет гармоничность процесса социализации личности.

 

Социальное поведение — это качественная характеристика социального действия и взаимодействия. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение этих субъектов политики неоднозначно: одни дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники массовых событий. Так, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов социального взаимодействия подпадают под определение «социальное поведение». Иными словами, все описанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в массовом событии, но поведение их различно. Следовательно, социальное поведение — это способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Перечислим некоторые из них:

• индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются эмоциональная насыщенность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина — рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие;

• личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

• адаптивное поведение, т. е. поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя;

• ситуативное поведение, т. е. поведение, обусловленное реально возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию;

• поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие великие мыслители не могли поступиться принципами и стали жертвами инквизиции;

• компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать;

поведение, обусловленное различного рода манипулированием. Например, ложью, обманом, популистскими обещаниями людей принуждают вести себя тем или иным образом. Так, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить те или иные наказы своих избирателей, но, став президентом, он и не думает выполнять обещанное;

• насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер поведения оказывают влияние мотивация и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других — политика является профессией, для третьих — призвание и смысл жизни, для четвертых — способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы.

Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта: 1) реакция субъекта на актуальную ситуацию, на те или иные сменяющие друг друга события; 2) привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;

3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субьектом более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и обустройство семьи и др.); 4) реализация стратегических жизненных целей.

Социальный контроль

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения — социальные нормы.

Социальные нормы — это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1) правовые нормы — нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2) нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» — наказания. Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля — физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, как самоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Девиантное поведение

Девиация (от лат. deviatio — отклонение) — поведение, поступок, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе социальным нормам. Это любое поведение, которое нарушает принятые в обществе правовые нормы; не соответствует социальным ожиданиям, стереотипам, установкам, ценностям, образцам поведения; не одобряется (осуждается) общественным мнением и/или существующим в обществе законодательством.

Социология исследует девиацию как социальное явление, т. е. явление, для которого характерны распространенность, определенная устойчивость, повторяемость. Например, такие явления, как преступность, проституция, наркомания, коррупция, нарушение этических норм широко распространены в современном обществе. Все они подпадают под понятие «социальная девиация».

Явления, считающиеся единичными, уникальными, не относятся к числу социальных. Так, житель Германии, некто Брандес, сам, добровольно придя к людоеду Майвесу, предложил себя в качестве жертвы и был съеден. Уникальностью этого событию была шокирована вся мировая общественность!. Поведение Брандеса, безусловно, является отклоняющимся, но не является предметом социологического анализа.

Девиация имеет оценочный характер. Общество формирует определенные стандарты поведения и предписывает людям вести себя в соответствии с ними. При этом в каждом обществе (социальной группе) могут быть свои «субъективные» оценки. Поэтому одно и то же поведение в одном обществе может считаться отклонением, а в другом — нормой. Например, каннибализм в первобытных культурах считается нормой, в современных — отклонением. Кроме того, оценка поведения во многом зависит от конкретных социальных условий, в которых рассматривается это поведение. Так, убийство в обычных условиях нашей повседневной жизни оценивается как тяжкое преступление; убийство, совершенное в целях самообороны или защиты других людей, может быть оправдано, т. е. человек, совершивший убийство, не понесет наказания; убийство, совершаемое в ходе боевых действий на войне, также не считается преступлением.

Сложность в определении девиации заключается и в том, что один и тот же поступок (явление) в различных социальных группах (классах) может оцениваться по-разному. Например, крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775) с точки зрения царского самодержавия считалась преступлением против законной власти, а с точки зрения простого народа расценивалась как правомерная борьба против угнетателей; приватизация государственной собственности, проведенная правящей элитой в 90-е гг. XX в. в России, по мнению этой элиты, считается необходимым условием для перехода к рыночной экономике, а с точки зрения большинства граждан России является разграблением общенародной собственности.

Создаваемые и одобряемые обществом нормы имеют общий характер и не могут учитывать всего многообразия реальной жизни. Кроме того, многие люди не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы.

Рассмотрим некоторые из причин, способствующих нарушению социальных норм.

• Нормы противоречат культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп. Так, в России многоженство запрещено, но в соответствии с культурными и религиозными традициями некоторых этнических групп оно считается легитимным.

• Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют) личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы). Например, человек становится изгоем, уходит в монастырь, становится членом криминальной группы, так как в обыденной жизни он не находит реального смысла своему существованию. Так, известный путешественник Ф. Конюхов в одном из своих интервью на вопрос, почему он, еще не закончив очередное путешествие, уже планирует следующее, ответил, что в обычных условиях его жизнь теряет всякий смысл.

• Противоречивый характер существующей нормативно-правовой системы, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом была характерна для российской правовой системы в 90-е гг. XX в., когда страна по сути жила в правовом вакууме, потому что прежние правовые нормы уже не действовали, а новые еще не действовали.

• Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны. Например, правила дорожного движения предписывают переходить дорогу только в установленных для этого местах, но на больших перегонах такие «места» отсутствуют. Таким образом, возникает ситуация неопределенности.

• Разногласия относительно правомерности принятия тех или иных норм (правовых актов). Например, в 1985 г. в СССР был принят закон, ограничивавший производство, продажу и потребление алкогольных напитков, который буквально «расколол» общество на сторонников и противников этого закона; закон об обязательном автостраховании, принятый в 2003 г., также вызвал бурю негодования в среде российских автовладельцев и прочих граждан.

• Вынужденная девиация. Сложившиеся в обществе ограниченные социальные возможности вынуждают целые социальные слои нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках они не способны удовлетворять свои потребности в пище, жилье и т. д. Например, некоторые лица, не имеющие легальных доходов, с риском для жизни срезают высоковольтные провода и сдают их в пункты приема вторсырья для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для удовлетворения своих потребностей; человек продает свою почку для того, чтобы улучшить материальное положение своей семьи; голодный ребенок отнимает булочку у соседского мальчишки.

• Девиация как способ достижения своих личных или групповых интересов. Чныидид (гдля позт на вллyбынтe сиществующих норм для того, чтобы завладеть определенного рода ресурсами.

 

• Девиация как способ изменения существующих социальных норм. Например, революции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить сложившиеся социальные нормы и отношения. Правящими элитами революционные выступления оцениваются, как правило, как девиантное поведение, а радикально настроенными гражданами — как закономерный процесс, направленный на смену устаревших социальных норм.