НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Невербальная коммуникация – это другие знаковые средства. Непосредственно в общении слова занимают лишь 7%; 38% – это звуки и интонации, а 55% – невербальная коммуникация.

Основные системы невербальной коммуникации:

1) Визуальная (жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение), пространственно-временная организация общения (проксемика), а также вспомогательные средства общения (контакт глаз, одежда, прическа, татуировка, усы и т.д.;

В исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течении одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы –80, французы – 20, мексиканцы – 180).

2) акустическая:

– паралингвистическая (тембр, диапазон, тональность);

– экстралингвистическая (паузы в речи, плач, смех, темп речи).

3) тактильная (прикосновения, пожатие, объятие, поцелуй);

4) ольфакторная (приятные и неприятные запахи, естественные и искусственные запахи человека).

Организация пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика) выступает особой знаковой системой, несущей смысловую нагрузку.

– размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание собеседника к говорящему;

– окрик в спину приводит к негативным результатам;

– приход своевременно, без опозданий символизирует вежливость, а опоздание истолковывается как неуважение.

 

1.Устная (внешняя) речь – вербальное общение при помощи языковых средств. экспрессивная речь (разговорная) и импрессивная (восприятие и понимание речи).

2.Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. (письмо и чтение).

3.Внутренная речь, опосредующая и устную и письменную речь. Три типа внутренней речи:

а) «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная произнесения звуков;

б) внутреннее моделирование внешнего речевого высказывания;

в) как средство и механизм умственной деятельности.

Усвоение устной речи начинается у ребенка очень рано. Речь развивается в условиях непосредственного общения с близкими взрослыми. В процессе этого общения развивается речевой (фонематический слух) ребенка и происходит становления артикуляторных движений. Способы построения устной речи, ее звуковой организации начинаются осознаваться только в школе, когда начинается изучение грамматики.

Оптимальным периодом речевого развития признается возраст от 1 до 5 лет, когда психологические и физиологические системы ребенка чрезвычайно расположены к усвоению языковых норм. Еще недавно считалось, что начальное различение звуков человеческой речи возникает при первых произносимых младенцем слов. Теперь известно, что еще на раннем этапе предречевого развития дети демонстрируют высокую чувствительность к акустическим особенностям и способны различать практически любые фонетические фонемы.

Данные об очень раннем проявлении способности к различению ритмических и фонетических особенностей языка согласуются с результатами исследований, в которых показано, что при некоторых поражениях мозга восстановление речи у человека начинается с ритмических присказок, которые отпечатались в его мозгу в младенчестве. Речь собеседника такие люди воспринимают или, как музыкальные мелодии, или, как рифмованные строки. Специалисты приходят к выводу, что лексико-семантические средства языка воздействуют преимущественно на сознание личности, в то время как интонационные, ритмические – непосредственно на подсознание. Существует интересное предположение, что своим поэтическим талантом великий русский классик А.С. Пушкин обязан своей няне Арине Родионовне. Именно она, рассказывая многочисленные сказки будущему гению, развила в нем ритмику русского языка.

Возможно, национально-культурная принадлежность каждого человека предопределяется ритмическим фоном той среды, в которой он воспитывается. Этот фон воздействует на ребенка и оказывает влияние на формирование его речевых умений и навыков, а также на развитие чуткости к звуковым свойствам слова, к оттенкам его значения. Следовательно, словесная ритмика, интонационные особенности речи воспринимаются и усваиваются детьми раньше, чем они начинают говорить.

Речевой онтогенез включает четыре периода:

– дословесный (до 1 года) или период подготовления словесной речи. Крик и плач новорожденного является биологически полезной функцией, помогающей окружающим понимать неблагоприятные для него ситуации и устранять их. Прислушивание к другим звукам (реакция замирания). Зачатки лепета и бессознательных улыбок. Реакция поиска глазами говорящего взрослого (2-3 мес.). «Комплекс оживления». Гуление и лепет (5-8 мес.). «Младенческое пение». Первые слова, непохожие на слова взрослых.

– осмысленного овладения речью (1-3 года). Слова предложения («ку-ку», «бай-бай» – «нянечкины слова»). Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Активный лепет. Двух-трехсловные предложения («телеграфный стиль»). Овладение правильным произношением.

– «освобожденной» речи (3-6 лет). Быстрое накопление слов. Словарь шестилетних детей доходит в среднем до 15 000. Детское словотворчество. «Эгоцентрическая речь» – ребенок говорит, ни к кому не обращаясь, сам для себя, как бы думает вслух.

– обучения языку, овладение письменной речью (школьные годы). Собственная речь становится объектом анализа. Развивается коммуникативная направленность речи.

1. Взаимосвязь мышления и речи.

Материальной освоенной мышления является речь. Эксперименты продемонстрировали, что даже при решении мыслительной задачи в уме, можно зарегистрировать движение языка и гортани, если бы человек разговаривал вслух. Внутреннюю речь стали называть «проговаривание про себя» или «скрытая артикуляция слов». Таким образом, внутренняя речь главным образом выполняет функцию мышления. Мышление и речь тесно связаны между собой, но эти процессы не являются тождественными. Единство этих процессов проявляется прежде всего в значении слов. Речь участвует в практическом, наглядном и абстрактном мышлении, так как слово является формой существования мысли, средством ее формирования и выражения. И.П.Павлов называл речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л.С. Выготский – как основное средство развития личности.

Характер.Характер – индивидуальное сочетание психологических черт личности. В характере проявляются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Происходит от древнегреческого слова, что в переводе на русский язык означает «отличительная черта», «признак», «чеканка», «печать».

Характер – основа, стержень человеческой личности. Это отражено и в народной мудрости: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер не наследуется и не является прирожденным. Он формируется в течение всей жизни человека под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания и самовоспитания. Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, общительность или замкнутость, подвижность или инертность.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, лень, небрежность.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость, общительность, преданность, честность, лицемерие, лживость.

Третья группа – это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоунижение, неуверенность.

В зависимости от направленности личности черты характера бывают моральные (положительные) и волевые (решительность, настойчивость, выдержка и др.). Эти черты характера помогают человеку преодолевать трудности, достигать поставленной цели, поступать честно и справедливо.

Каждый работник торговли должен стремиться развивать в себе положительные и волевые качества. Каждого человека украшает скромность, доброта, отзывчивость, дисциплинированность. М. Горький писал, что «уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее. Вы знаете, что, тренируя свое тело, человек становиться здоровым, выносливым, ловким, – так же следует тренировать свой разум, свою волю».