Современные теории личности

 

Современные теории объединяют идеи, взгляды и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представление личности через ее самоопределяющуюся сущность; гуманистические теории личности и другие. Современные теории личности представлены в психологии достаточно обширно.

Гордон Олпортразработал диспозициональную теорию самореализации личности, названную им “Концепцией функциональной автономии мотивов”. Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

Представителем феноменологической теории личности является Карл Роджерс, который считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения “Я – концепция”. Согласно разработанной им теории, большое значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими.

Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоупредложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей и др. В соответствии с положениями его “Теории самоактуализации” особенности личности существую в виде врожденных способностей, актуализируются под влиянием социальных условий.

Психолог создал иерархическую модель мотивации человека, которая представлена пятью уровнями (системами): потребность в самоактуализации; в признании и оценке; потребность в социальных связях, привязанности и любви; потребность в безопасности; физиологические нужды и потребности.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сконцентрирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.

Согласно его концепции каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. С точки зрения Эриксона жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) эго-идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) эго-интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе.

Эрих Фромм (также представитель гуманистической теории личности) продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека.

Фромм описал пять потребностей существования, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребностях в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Он полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями.

Карен Хорни (социокультурная теория личности) отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире– является основой невроза.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к мужчине; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.

Р. Кеттел (структурная теория черт личности) рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением R = f (S, P). По мнению психолога, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей из примерно 16 факторов – исходных черт. В свою очередь, исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт личности в системе Кеттела. Он различает также общие и уникальные черты.

Кеттел разработал также некое статистическое руководство, называемое многосторонним абстрактным вариантным анализом для оценки относительной доли участия наследственности и окружающей среды в формировании данной черты. Он считает, что личность на одну треть определятся генетикой и на две трети – влиянием окружения.

Теория типов личности Г. Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции.

В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, точно так же, как и третий фактор, называемый психотизм – сила суперэго, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел. Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности.

Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе–бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально – научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в “разуме”. Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Б.Ф. Скиннера (теория оперантного научения)наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяют наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нам нужно только проанализировать отношения между видимыми действиями и видимыми последствиями. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних “автономных” факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение. Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны. Его система отражает строгую приверженность детерминизму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости.

Современное применение принципов оперантного научения широко. Две основные области такого применения – обучение навыкам общения и биологическая обратная связь.

Джордж Келли (когнитивное направление) был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности. Он основал свой поход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Он создал теорию, в которой все конструкты имеют определенное формальное свойство, а также описал различные типы личностных конструктов. Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводов. Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия.

Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким от тех, которые традиционно определяют как когнитивные. Так, теория Келли применена к нуждам клинических психологов – эмоциональное состояние, психологическое здоровье и расстройство, психотерапия.

 

Психология общения и взаимодействия. Общение как социально-психологическое явление

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.

Категория «общение» является одной из центральных в психологичес­кой науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «лич­ность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностно­го общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие вза­имоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

На практике часто отождествляют понятия «общение» и «отношения», «общение» и «коммуникация». Однако «общение» есть процесс реализации тех или иных отношений. Коммуникация – акт общения, обмен информацией между людьми. Часто процесс коммуникации слишком упрощают, пытаясь дать точную картину передачи информации, иногда не учитывая человеческого фактора. Как подчеркивает Г.М. Андреева, информация не только передается от человека к человеку, она формируется, уточняется, развивается. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. При обмене информации происходит влияние, воздействие, происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

Участники коммуникации: коммуникатор (отправитель) и реципиент (получатель информации).

Структура общения. Три стороны общения:

à Коммуникативная – передача и обмен информацией. Характеризуется:

– умением устанавливать психологический контакт;

– учетом особенностей коммуникативного взаимодействия;

– аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

– эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

à Интерактивная – взаимодействие. Характеризуется:

– уместностью принятых управленческих решений;

– четким распределением обязанностей среди сотрудников;

– умелым разрешением конфликта.

à Перцептивная – восприятия, познание и взаимопознание. Включает:

– познание себя в процессе общения;

– познание и понимание и собеседника;

– прогнозирование поведения партнера по общению.

Функции общения:

1. информационно-коммуникативная – процессы приема-передачи информации;

2. регуляционно-коммуникативная – взаимная корректировка действий при осуществлении совместной деятельности;

3. аффективно-коммуникативная – относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Формы и виды общения:

– непосредственное – установление личного контакта с другим человеком4

– опосредованное – неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств. Затрудняет получения обратной связи.

– межличностное – непосредственный контакт людей в относительно устойчивых и постоянных парах (диадах), триадах, группах;

– массовое – множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой коммуникации.

– межперсональное – участниками общения выступают конкретные личности, которые раскрываются друг другу по ходу общения;

– ролевое – носители определенных ролей (покупатель – продавец). Человек отражается не как индивидуальность, а как некая социальная единица.

Условно общение можно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

По содержанию общение может быть представлено в виде:

1. материальное – обмен продуктами и предметами деятельности;

2. когнитивное – обмен знаниями;

3. деятельное – обмен действиями, умениями, навыками (при обучении):

4. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями (возбудить или успокоить человека);

5. мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

По целям общения выделяют:

– биологическое – необходимое для поддержания сохранения и развития организма (удовлетворение простых органических потребностей);

– социальное – для расширения и укрепления межличностных контактов.

Также различают:

1. деловое – это вид межличностного общения, направленного на достижение определенной предметной договоренности. Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов. Мы должны отчетливо представлять, что партнера по общению интересует, прежде всего, то, насколько мы ему можем быть полезны.

2. личностное – сосредоточено вокруг психологических проблем и направлено на разрешение внутренних конфликтов, определения общих интересов и отношения со стороны другого человека.

3. инструментальное – оно не является целью, но преследует иную цель, кроме получения удовлетворения от общения.

4. целевое – цель – потребность в общении.

Различают еще два вида общения:

· вербальное, которое осуществляется с помощью слов;

· невербальное.

В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:

1. императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как пассивный участник.

2. манипулятивное – воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Участник общения рассматривается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенный, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

3. диалогическое – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Правила диалогического общения:

– настройка на актуальное состояние своего собеседника и собственное;

– безоценочное восприятие личности партнера, установка на доверие к его намерениям;

– восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мысли и решения;

Вести разговор от собственного имени (не опираться на авторитеты), представлять свои истинные чувства и желания.

Американский исследователь Г.Лассуэлл предложил для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации модель коммуникативного процесса, которая включает пять элементов:

 

 


Можно выделить три позиции коммуникатора:

– открытая (коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения);

– отстраненная (коммуникатор держится нейтрально);

– закрытая (коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

Классическая модель Шеннона и Вевера, послужившая отправной точкой для последующих модификаций.

Сигнал Полученный


Сигнал

 
 
Источник шумов  

 


Проблемы коммуникации:

1. Уровень А (технические проблемы) – насколько точно могут быть переданы символы в коммуникации.

2. Уровень В (семантические проблемы) – насколько четко переданные символы передают желаемое значение.

3. Уровень С (проблемы эффективности) – насколько эффективно полученные значения влияют на поведение заданным образом.

 

«Источник сообщения – Коммуникатор – Кодирование – Сообщение – Канал передачи – Декодирование – Коммуникант – Результат кодирования – Обратная связь»

СТИЛИ или УРОВНИ ОБЩЕНИЯ:

1. Примитивный. Если партнеры грубы, обращаются друг с другом как с неодушевленным предметом, контактируют только тогда, когда им что-то нужно. («Дайте пройти!», «Чтобы в среду был отчет!», «Мне нужна чистая рубашка!»).

2. Манипулятивный. В отношениях присутствует фальшь, лесть. Один из партнеров оказывается игрушкой в руках другого, для достижения какой-то цели. Но обращение может быть весьма пристойным. В общении используются средства воздействия, давления и принуждения.

3. Ролевой (стандартизированный). Если партнеры действуют в пределах своих социальных ролей: в магазине, в транспорте, на работе и т.д.

4. Конвенциальный (альтруистический). Когда в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти оптимальное друг для друга решение проблемы. Этот уровень доступен людям доброжелательным, с высокими моральными нормами и общей культурой.

5. Деловой. Происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества. Такой человек ориентирован на дело, он старается не терять зря времени, собран, организован, ценит в людях деловые качества.

а) партнерский – подлинно деловой. Означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Партнера выслушивают, не перебивая, не оценивают его поступки поспешно, стараются понять, не навязывают советы и не просят их.

б) непартнерский – затрудняет и делает неэффективным деловое общение. Человек невнимательно слушает, игнорирует точку зрения собеседника или безоговорочно принимает ее, навязывает свое решение или просит совета, может поступать необдуманно.

6. Игровой. Его называют праздничным общением. Оно часто украшает отношения старых друзей, характерно для влюбленных.

7. Духовный – высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духовного начала.

 

Способы воздействия в процессе общения:

1. Доказывание – приведение аргументов, подтверждающие правильность какого-либо тезиса, логический путь речевого воздействия (но логика действует эффективно не на всех и не всегда).

2. Убеждение – целенаправленное воздействие, оказываемое с целью изменения взглядов одного человека и переход их в систему воззрений другого. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

3. Уговаривание – эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения.

4. Клянченье. Это попытка добиться от собеседника результата путем многократного эмоционального повторения просьбы.

5. Внушение– активное, целенаправленное, неаргументированное воздействие одного субъекта на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении используются и иные средства. Внушение происходит, если собеседник является авторитетом для слушателя, если он доверяет ему – «эффект доверия». Доказана зависимость внушения от возраста: дети более поддаются внушению. В большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием.

«Нельзя верить всему, что слышишь, но можно это повторять»

6. Принуждение – стремление заставить человека принять данную точку зрения. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для человека последствиями.

7. Заражение – бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния. Проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения» в больших группах людей, когда эффект усиливается путем многократной цепной реакции. Особым примером является паника, как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад. Он был известен тем, что совершал безумные действия, бросался в огонь или в пропасть по незначительным причинам.

8. Подражание – воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.д. другого человека. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

В общении внушение, убеждение, принуждение и подражание применяется как взаимосвязанная система методов.

Когда шпион называется разведчиком, некоторое снижение темпов роста кризисом и т.д., происходит своего рода языковая манипуляция. Человек постоянно стремится к осознанному восприятию. Использование текстов на незнакомом языке могут подавлять сознательную деятельность.

Наука об ораторском искусстве называется риторика. Риторика – искусство убеждать и говорить эстетически красиво. Культура речевого поведения классифицируется трем уровням:

– репродуктивному – простая передача информации слушателям. Он не предполагает учета специфики как аудитории вообще, так и индивидуальных особенностей слушателей.

– адаптационному. Предполагает хорошее знание предмета сообщения, поддерживать все формы контактов с аудиторией, применять различные способы разъяснения, управлять вниманием.

– творческому. Оратор не только в полной мере управляет процессом понимания материала с учетом особенностей аудитории, но и активизирует у слушателей творческое мышление, побуждать их делать собственные выводы.

Высокую культуру речи говорящего представляют как его способность свободно пользоваться разными языковыми средствами в рамках требований и литературных норм с учетом конкретной цели, содержания и условий общения с аудиторией. Отличительными ее показателями будут: правильное произношение, выразительность, точность, образно-эмоциональное наполнение высказывания.

С первого до последнего слова выступающий должен стремиться поддерживать психологический контакт со слушателями, возбуждая и заостряя их интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические и недоброжелательные установки. Платон сравнивал публичную речь с живым существом, у которого в соразмерности должны быть тело, голова и ноги.

Эффект выступления зависит от того, что сказать и как выразить свою мысль. Пример. Одному правителю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоенный, он призвал толкователя сновидений. Тот выслушал и сказал: «Я должен сообщить тебе дурную вещь. Ты потеряешь один за другим всех своих близких». Разгневался правитель, бросил его в тюрьму и пригласил другого толкователя. Тот сказал: «У меня для тебя хорошие новости. Ты будешь жить долго, дольше, чем все другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех!» Царь наградил толкователя.

Аудитория чувствительна к неправильному произношению и плохой дикции. Это отвлекает внимание от содержания, концентрирует его на форме и ухудшает отношение к выступающему. Важен хорошо поставленный голос. Речь должна быть сбалансирована по темпу. Не следует произносить длинных фраз. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более 13 слов, говорить без паузы дольше 5,5 секунды – бессмысленно. Речь должна быть эмоционально окрашена. Язык выступления должен быть по возможности простым. Эйнштейн умел излагать свои мысли не только просто, но и с юмором. Однажды дама попросила его объяснить ей теорию относительности, и он сказал: «Целый час в объятиях твоего дружка кажутся тебе минутой, а одна минута в горячей печке покажется часом. Это и есть относительность».

Способы воздействия в процессе общения:

1. Доказывание – приведение аргументов, подтверждающие правильность какого-либо тезиса, логический путь речевого воздействия (но логика действует эффективно не на всех и не всегда).

2. Убеждение – целенаправленное воздействие, оказываемое с целью изменения взглядов одного человека и переход их в систему воззрений другого. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

3. Уговаривание – эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения.

4. Клянченье. Это попытка добиться от собеседника результата путем многократного эмоционального повторения просьбы.

5. Внушение– активное, целенаправленное, неаргументированное воздействие одного субъекта на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении используются и иные средства. Внушение происходит, если собеседник является авторитетом для слушателя, если он доверяет ему – «эффект доверия». Доказана зависимость внушения от возраста: дети более поддаются внушению. В большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием.

«Нельзя верить всему, что слышишь, но можно это повторять»

6. Принуждение – стремление заставить человека принять данную точку зрения. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для человека последствиями.

7. Заражение – бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния. Проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения» в больших группах людей, когда эффект усиливается путем многократной цепной реакции. Особым примером является паника, как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад. Он был известен тем, что совершал безумные действия, бросался в огонь или в пропасть по незначительным причинам.

8. Подражание – воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.д. другого человека. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

В общении внушение, убеждение, принуждение и подражание применяется как взаимосвязанная система методов.

Когда шпион называется разведчиком, некоторое снижение темпов роста кризисом и т.д., происходит своего рода языковая манипуляция. Человек постоянно стремится к осознанному восприятию. Использование текстов на незнакомом языке могут подавлять сознательную деятельность.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е.Евтушенко

 

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики.

Слово темперамент латинского происхождения, означающее соразмерность, «надлежащее соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-VI вв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь (флегма), желчь, и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Преобладающее количество определенной жидкости определяет тип темперамента человека.

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела, с обменом веществ в организме. И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Он выделил два независимых процесса нервной системы: возбуждения и торможения. Свойства темперамента – устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Павлов выделил три основных свойства нервной системы:

1. Сила/слабость – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

2. Уравновешенность/неуравновешенность – равновесие процессов нервных процессов;

3. Подвижность/инертность – быстрота перехода одного нервного процесса в другой.

Затем эти свойства были дополнены:

4. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов;

5. Динамичность – легкость и быстрота возникновения условных рефлексов;

6. Сенситивность (чувствительность, эмоциональная возбудимость) – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

7. Реактивность – уровень интенсивности реакций как ответ на определенные раздражители. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Другими словами, чем слабее раздражитель, вызывающий еле заметную реакцию у индивида, тем сильнее его реактивность. Высокореактивные люди – сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных и часто повторяющихся раздражителей.

8. Активность – повышенная активность приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

9. Пластичность/ригидность – легкость и гибкость приспособления к новым условиям окружающей среды;

10.Экстравертированность/интровертированность – направленность на внешний мир, окружающих людей.

11. Темп реакций – скорость протекания психических процессов и реакций;

Темперамент – это психологическая характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, а именно темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности. Темперамент накладывает отпечаток на поведение и общение человека. Первая попытка объяснить индивидуальные различия между людьми была сделана Гиппократом

 

Характер.Характер – индивидуальное сочетание психологических черт личности. В характере проявляются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Происходит от древнегреческого слова, что в переводе на русский язык означает «отличительная черта», «признак», «чеканка», «печать».

Характер – основа, стержень человеческой личности. Это отражено и в народной мудрости: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер не наследуется и не является прирожденным. Он формируется в течение всей жизни человека под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания и самовоспитания. Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, общительность или замкнутость, подвижность или инертность.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, лень, небрежность.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость, общительность, преданность, честность, лицемерие, лживость.

Третья группа – это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоунижение, неуверенность.

В зависимости от направленности личности черты характера бывают моральные (положительные) и волевые (решительность, настойчивость, выдержка и др.). Эти черты характера помогают человеку преодолевать трудности, достигать поставленной цели, поступать честно и справедливо.

Каждый работник торговли должен стремиться развивать в себе положительные и волевые качества. Каждого человека украшает скромность, доброта, отзывчивость, дисциплинированность. М. Горький писал, что «уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее. Вы знаете, что, тренируя свое тело, человек становиться здоровым, выносливым, ловким, – так же следует тренировать свой разум, свою волю».

Типология характераК. Леонгарда и А. Личко. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

1. Гипертимный тип. Чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики, пантомимики, жестов. Часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Нередко люди такого типа сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. В этих людях привлекают энергичность, жажда деятельности, оптимизм. Их отталкивающие черты: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Обычно они домоседы, тяготятся обществом, редко ступают в конфликты, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто ними дружат и готовы им подчиняться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отталкивающие: пассивность, медлительность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны частые смены настроения, часто меняется манера общения с людьми. В период подъема – люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

4. Возбудимый тип. Низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы, угрюмы, склонны к хамству, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремиться добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Ведет себя как бюрократ, предъявляет много формальных требований. Вместе с тем охотно уступает лидерство другим. Привлекательные черты, аккуратность, добросовестность, серьезность, надежность в делах. Отталкивающие – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Редко вступают в конфликты. Привлекательные черты: самокритичность, дружелюбие, исполнительность. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для шуток, «козлами отпущения».

8. Эмотивный тип. Предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы. Демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Они раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Отталкивающие – эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

 

 

Способности.В современной психологии можно считать общепринятым понимание способностей как индивидуально-психологических особенностей, которые отличают одного человека от другого и являются условием успешного вы­полнения деятельности.

Способности развиваются на основе задатков – природно-обусловленных особенностей нервной системы и мозга. Задатки влияют на быстроту и уровень развития способностей, а также определяют разные пути и способы их формирования. Следовательно, отвергая врожденный характер способностей, необходимо признавать их природную обусловленность.

Соотношение наследственности и среды в развитии способностей выяснялось при изучении родословных выдающихся представителей науки и искусства. Установлено, что прабабушка Л.Н. Толстого – Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры – Шиллер, Гельдерлин (поэт), философы Шеллинг и Гегель, физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок. В родословной И.С. Баха было более 26 музыкантов с яркими музыкальными способностями. Род этот был настолько известен, что в то время городских музыкантов вообще называли «бахами».

Выделяют общие и специальные способности. Под общими способностями следует понимать индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение всех видов деятельности человека. Часто общие способности отождествляют с интеллектуальными свойствами: сообразительностью, гибкостью, критичностью, быстротой запоминания и другими, которые обусловливают академическую успеваемость, а также общим свойством признают способность к творчеству и интуицию.

Примеры развития способностей:

1. Работы юного В.И. Сурикова оценили так (при поступлении в Академию художеств) – «За такие рисунки Вам даже мимо академии надо запретить ходить». Суриков в течение 3-х месяцев овладел техникой рисования и поступил в Академию.

2. Н.В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению родного языка.

Общепризнанно, что деятельность выступает основным условием выявления, проявления и развития способностей. Любая деятельность предъявляет требования к психическим и личностным свойствам человека, которые выступают компонентами специальных способностей. Специальные способности определяют легкость и быстроту усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивает продуктивное выполнение определенной деятельности. Успешность профессиональной деятельности определяется не всеми свойствами личности, а лишь теми, которые помогают добиться высоких результатов.

Активное отношение человека к профессиональной деятельности предполагает наличие у него профессиональных склонностей и интересов, которые определяют направленность личности. Если учащийся имеет к деятельности соответствующие склонности, то уровень возможного развития способностей значительно повышается. Часто склонности опережают проявление способностей и становятся одним из важных факторов их развития, потому что являются побуждающими стимулами включения в определенную деятельность. Важно подчеркнуть, что в вопросе о взаимосвязи способностей и направленности личности выделяется два основных противоречия. Первое противоречие возникает тогда, когда человек имеет качественно высокий уровень развития психических процессов, но у него не хватает силы воли, работоспособности, желания, чтобы преодолеть препятствия и достичь значительных успехов. В таком случае способности не развиваются.

В работах некоторых психологов можно найти иллюстрации того, что, несмотря на высокий уровень реальных внутренних возможностей человека, отрицательное отношение к деятельности, отсутствие необходимых склонностей и интересов, снижало ее продуктивность, и способности ученика оценивались как низкие.

Другое противоречие может возникнуть, когда положительное отношение к определенной деятельности не соответствует реальным возможностям человека, то есть когда учащийся ставит перед собой большие цели, а уровень развития психических свойств недостаточен для легкого и быстрого овладения этой деятельностью. В этом случае уровень развития способностей может снижаться.

Обычно при изучении способностей сравнивают успехи человека в деятельности. Однако в настоящее время ученые выделяют не только отражательно-репродуктивный уровень развития способностей, который оценивает быстроту и легкость усвоения учебного материала, но и отражательно-творческий, характеризующийся созданием новых оригинальных продуктов или результатов деятельности.

К профессионально-значимым свойствам относятся психические и психофизиологические (особенности восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторные свойства, особенности темперамента и т.д.), а также социально-психологические (эмоционально-волевые и направленность личности). Все в совокупности эти свойства являются компонентами специальных способностей, обеспечивающих успешное освоение определенной деятельности. В психологии деятельности хорошо известен фактор компенсации. Трудолюбие и настойчивость могут компенсировать медлительность движений или мышления.

В заключении стоит подчеркнуть, что развитие специальных способностей достигается за счет оптимального взаимодействия многих факторов индивидуального онтогенеза: наследственности, среды, воспитания и собственной активности человека.

Наличие у человека способностей к избранной профессии является важным показателем его профессиональной пригодности. Сейчас одной из самых распространенных форм оценки профессиональной пригодности является профотбор. Он проводится в форме экзамена для оценивания знаний и умений, или психологического тестирования для определения наличия профессионально-значимых качеств.

 

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

 

1. Виды мышления, теории мышления.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности.Мышление играет центральную роль в умственном труде.

В мышлении происходит уяснение связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление осуществляется посредством языка, слова. Процесс мышления совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, абстракции, конкретизации, обобщения и сравнения.

Анализ в переводе с греческого обозначает разложение, расчленение, и представляет собой мысленное расчленение целого предмета или явления на отдельные элементы, свойства, признаки и т.д. Например, изучая новый тип торгового продукта, учащийся мысленно выделяет его основные потребительские свойства и познает их.

Синтез состоит в мысленном соединении отдельных элементов, частей, признаков в целое и изучении связей между компонентами целого. Несмотря на их противоположную направленность, анализ и синтез обычно выступаю в единстве при решении определенной задачи. Они представляют две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса.

Огромное значение в мыслительной деятельности имеет сравнение, которое характеризуется установлением сходства или различия между вещами. Любое сравнение предполагает сопоставление каких-либо предметов, их отношений.

Обобщение – это мысленное объединение сходных по каким-либо общим или существенным признакам предметов или явлений.

Абстракция обусловливает мысленное выделение одних и отвлечение от ряда других свойств предметов и отношений между ними.

Конкретизация – это фиксация на определенном свойстве или признаке предмета.

Все перечисленные мыслительные операции тесно связаны между собой, их практически невозможно расчленить в процессе мыслительной деятельности. Они служат фундаментом формирования понятий.

По характеру решаемых задач выделяют:

· Теоретическое мышление. Обобщение теоретических положений, формулировка закономерностей.

· Практическое мышление. Использование результатов мышления в повседневной практике.

По оригинальности результатов выделяют:

· Творческое (продуктивное). Приводит к возникновению новых теоретических или практических продуктов.

· Нетворческое (репродуктивное). Повторяет полученные кем-то результаты, но в новой форме, более эффективное использование известного опыта.

По характеру используемых средств выделяют:

· Наглядно-действенное мышление, включенное в практические действия с реальными предметами.

· Наглядно-образное. Продукты этого мышления появляются в результате различного рода манипуляций не с самими предметами, а с их образами, хранящимися в памяти.

· Абстрактно-логическое. Формирование системы понятий.

 

Психологические теории мышления

1. Ассоциативная психология. Закономерности протекания сводятся к ассоциативным законам памяти, к установлению связей между прошлым настоящим опытом индивида по принципам сходства, контраста, смежности).

2. Вюрцбургская школа (А.Бине). Считали мышление особым видом психической деятельности, отделяли его от речи и восприятия, придавали ему доминирующее значение в умственном развитии ребенка.

3. Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келер). Мышление – движение мысли в замкнутых структурах сознания.

4. Бихевиористический подход. Мыслительный процесс рассматривается как реакция человека на входные стимулы.

5.Психоанализ исслеодовал бессознательные формы мышления, влияние потребностно-мотивационной сферы индивиды на мыслительные процессы.

6. Отечественная психология рассматривает мышление как специфический вид познавательной деятельности, который формируется в процессе жизнедеятельности человека от предметного мышления (внешнего) к логическому (внутреннему).

 

Речь является сложным психическим процессом. Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации и регуляции психических процессов человека. Физиолог И.П. Павлов назвал речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л.С. Выготский – основное средство развития личности. Природа речи является социальной, речь возникает прижизненно.

Язык – потенция, речь – реализация.

Речь – это сложившийся исторически процесс общения человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием языка.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Речь – процесс общения, язык – средство общения. Слово является одним из общих элементов речи и языка. Слово – минимальная единица языка, которая может быть использована автономно. (Словесные раздражители обычно уже в раннем онтогенезе прочно связываются с предметными раздражителями).

Функции речи:

– коммуникативная.

– регуляторная

– обобщения

– когнитивная (познавательная)

– номинативная (предметная соотнесенность слова)

Виды речи:

По типу использования для общения средств выделяют:

– вербальную речь

– невербальную речь.