Традиционные теории личности
В числе традиционных теорий личности заметное место занимает психодинамическая теория З.Фрейда. Это направление в психологическом знании длительное время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности.
Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, З.Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя комплексы, чаще всего не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект. Все это позволило З.Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный.
Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.
Предсознательный – его содержание без труда может быть осознано человеком.
Сознательный – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и другие влечения.
Согласно З.Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития: оральная фаза (до 1 года); анальная (1-3 года); фаллическая (3-6 лет); латентная (6-12/14 лет, половой инстинкт находится в скрытом состоянии).
Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы. Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу. Следовательно, для познания личности следует учитывать достижения З.Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, т.к. в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях. Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Он предложил экономическую и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. По Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Адлер различал четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.
Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Он различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения.
Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является аналитическая психология Юнга, которая описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности. Его психологические взгляд ориентированы, вслед за З.Фрейдом, на выделение в психике человека “сознательного” и “бессознательного”. Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах: индивидуальной (личной) и коллективной.
Если инстинкты и влечения рассматриваются К.Юнгом в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному поведению, то архетипы (как первичные образования, человеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т.п. Процесс становления личности психолог называл индивидуацией, цель которой – достижение связанности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации: экстраверсия и интроверсия. Для интровертов характерна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих поступки. Им свойственны замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, необщительность. Экстравертам присуща обращенность на окружающий мир. Они импульсивны, инициативны, общительны, обладают высокой социальной адаптированностью. В зависимости от преобладания той или иной функции психики К. Юнг выводил следующие типологии личности: мыслительный; эмоциональный; чувствующий и интуитивный.