Методы психологии

 

Каждая наука использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. Различают методы:

– основные (наблюдение и эксперимент);

– вспомогательные (опрос, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок и т.д.);

– дополнительные (ЭЭГ (электроэнцефалограмма), КГР (кожногальванический рефлекс), моделирование);

– обработки и интерпретации.

 

1. Наблюдение это преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо вмешательства со стороны наблюдателя.

Выделяют научное наблюдение и житейское наблюдение. Научное наблюдение характеризуется систематичностью, последовательностью, организованностью, проводится с определенной целью и на основе плана, предполагает строгую фиксацию результатов наблюдения. Изучаются особенностей поведения в обычных условиях жизни. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Поступки, слова, жесты и мимика человека подробно записываются, а потом анализируются. Наблюдаемые явления затем подвергаются психологическому толкованию.

Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов и носят случайный, неорганизованный характер. Каждый из нас именно благодаря наблюдению судит о другом человеке, его мыслях и чувствах, о его способностях и характере, о его отношении к другим людям. И о нас точно также судят: по нашим делам, по тому, что и как мы делаем, что и как говорим, по какому поводу хмуримся, и что вызывает у нас улыбку.

Преимущества данного метода заключается в том, что изучение человека и его поведения происходит в обычных условиях. Можно наблюдать как за отдельным человеком, так и за группой людей (школьный класс).

Однако метод имеет и отрицательные стороны: субъективность и ограниченность. Нельзя во время наблюдения учесть все взаимоотношения, а некоторые процессы просто скрыты для обычного взгляда. Достаточно вспомнить, что уже маленькие дети по-разному ведут себя со своими родными и чужими людьми. Даже многие люди в присутствии посторонних ведут себя по-другому.

Очень трудно избежать субъективности. Специально изучали особенности самих наблюдателей: группа квалифицированных психологов наблюдала за поведением одного и того же ребенка – совпало только 20% заключений.

Наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют исследователя. Наблюдение как метод является довольно трудоемким.

Виды наблюдения:

· стандартизированное наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии;

· свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов;

· включенное, при котором исследователь является непосредственным участником событий и тех процессов, за которым ведет наблюдение.

Самонаблюдение (интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами) является одним из наиболее специфических методов, применяемых только в психологии. Когда этот метод применялся как основной и единственный.

 

2.Эксперимент – основной метод психологии. отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами, условиями) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

3. Опросные методы. Опрос – метод получения необходимой информации от самих испытуемых путем вопросов и ответов. Воды опроса: устный, письменный и свободный. Беседа. Метод беседы заключается в анализе фактов, которые собираются в процессе непосредственного речевого общения. Чтобы беседа дала положительные результаты, необходимо соблюдать ряд условий. Надо предварительно четко наметить цель беседы и основные вопросы. Вопросы должны быть четкими и понятными. Если испытуемый не понял вопрос, можно поменять формулировку. Необходимым условием беседы должна быть дружественная и непринужденная обстановка, умение установить контакт с собеседником и слушать его (активное слушание). Во время беседы ведется наблюдение за реакциями и поведением обследуемого, что помогает исследователю корректировать проведение этого метода. Этот метод можно проводить на разных этапах исследования.

Недостатком этого метода является то, что ответы не всегда бывают правдивыми. Он требует больше времени для проведения, наличия специальной подготовки у исследователя, так как от этого тоже зависит объективность ответов.

Интервью. Беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений. Часто применяется в социальной психологии.

Анкетирование. Проводится на основе массового опроса. Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Как правило, дает богатый материал для исследования, позволяет охватить большее количество людей. Однако это материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию (анкетируемые могут дать неправильные или ложные ответы).

Успех анкетирования зависит от качества вопросов. Вопросы бывают:

– закрытые (предлагаются варианты ответов на выбор);

– открытые (ответ предлагает сам испытуемый);

– полузакрытые (кроме вариантов «другое» или «что еще»);

– прямые (получение прямой информации)

– косвенные (получение информации посредством нескольких вопросов).

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень вопросов заранее не определяется..

4. Тестирование. Тест в переводе с английского означает «короткое испытание», «проба». Примерно за 100 с лишним лет создано более 10 000 разного рода тестов. В XIX в. работами Ф.Гальтона (1822-1911) было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. С целью диагностики способностей он изобрел ряд приборов, научных мето­дик, получивших широкое распространение в практике лабораторного иссле­дования. К Ф.Гальтону восходит идея использования тестов для определения индивидуальных различий, ка­сающихся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и дру­гих чувствительно-двигательных функций.

Французские психологи А.Бине и Т.Симон создали тесты для определения умственного развития детей. Первый вариант теста, в котором введен коэффициент интеллекта, был опубликован в 1916 г. IQ – это отношение между умственным и фактическим возрастами. Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большому количеству испытуемых. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении других задач. Тесты могут быть:

· индивидуальными и групповыми;

· вербальными (тест-опросник) и действенными (тест-задание).

Тестирование позволяет получить точную и качественную характеристику психологического явления, имеет четкую процедуру проведения и сбора информации, обработку данных и их интерпретацию. Тесты занимают промежуточное положение между объективными и субъективными методиками.

5. Метод экспертных оценок: подбор экспертов, получение экспертных оценок от них в виде количественной оценки степени того или иного свойства личности, обработка результатов.

6. Анализ результатов деятельности – изучение личности и его психической деятельности по практическим результатам предметам ее труда. Позволяет охарактеризовать особенности навыков и умений, приемы и способы работы, черты характера и т.д.

Контент-анализ – метод выявление психологических особенностей автора, в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения.

Библиографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

7. Дополнительные методы.

ЭЭГ характеризует биоэлектрическую активность головного мозга. Низкочастотные колебания (дельта- и тета-ритмы) свидетельствуют о тормозных процессах психики (сон, утомление), высокочастотные (альфа и бета) – бодрствование, готовность к деятельности.

КГР характеризует изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи (для выявление эмоциональной напряженности).

8. Обрабатывающие методы заключаются в обработке эмпирических данных с качественным и обязательно количественным анализом с применением методов математической статистики.

9. Интерпретационные методы требуют сопоставления результатов исследования с основной целью, выводы – с задачами исследования. Определяется актуальность, новизна, научная и практическая значимость полученный результатов и выводов.

 

 

Психическая деятельность человека и

психические познавательные процессы

Психические процессы – это формы психического отражения человеком внешнего мира. В психических процессах выделяют познавательные (ощущения, восприятия, представление, память, мышление, речь, воображение, внимание), эмоциональные (чувства, эмоции) и волевые.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в данный момент.

В юношеском возрасте имеют место ряд позитивных изменений в качественных показателях ряда ощущений. Оптимизм различительной чувствительности относится к 25 годам. Объем поля зрения возрастает до 20 лет. Существую данные о повышении различной чувствительности слуха в возрасте 18-20 лет.

Ощущение есть результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами предметов и явлений. Ощущение является той формой психической деятельности, которая позволяет определить свет, цвет, звук, запах, вкус, температуру и т.д. предмета или явления окружающей среды. Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств.

Ощущения одновременно объективны и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражен реально существующий раздражитель. Об их субъективности говорит пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».