Объясните смысл высказываний

1. Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры (Б. Паскаль).

2. Человек по своему непосредственному существованию есть нечто природное, внешнее своему понятию; лишь через усовершенствование своего собственного тела и духа… благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим (Г.В.Ф. Гегель).

3. Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом…(И.В. Гёте).

4. Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе… между бытием человека и его «свободобытием» нет разницы (Ж.П. Сартр).

5. Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью (Э. Фромм).

6. Всякий человек призван стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться как средство (Н.А. Бердяев).

Контрольные вопросы:

1. Какие вопросы рассматривает философская антропология?

2. Что отличает философский подход к рассмотрению человека*?

3. Объясните значение терминов «антропогенез» и «антропосоциогенез».

4. Каковы основные альтернативные теории происхождения человека*?

5. В чем сущность трудовой теории происхождения человека*?

6. Как решалась проблема сущности (природы) человека в истории философии?*

7. В чем уникальность человека*?

8. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии и существовании человека?

9. Раскройте значение терминов «индивид», «индивидуальность», «личность».

10. Какова структура личности?

11. Назовите факторы, обусловливающие нормальное развитие личности.

12. Что такое «Самость»*? Что такое «Я»*? Как «Самость» и «Я» соотносятся с личностью, какова их роль в жизнедеятельности человека*?

13. Может ли существовать личность вне общества?

14. Что такое деятельность? Какова ее структура?

15. Назовите основные формы деятельности человека.

16. Какова роль потребностей и интересов в детерминации человеческой деятельности*?

  1. Что такое «ценность»? Какие бывают ценности?
  2. Какие виды свободы Вы знаете?

19. Как соотносятся свобода и необходимость в жизнедеятельности личности? Почему мера свободы личности прямо пропорциональна мере ее ответственности?

20. Какие типы отношения к жизни и смерти были выработаны в истории мировой культуры*?

21. Каковы возможные пути обретения бессмертия? Какой из этих путей Вы считаете наиболее предпочтительным*?

22. Как решалась проблема смысла жизни в истории философии*?

23. Каковы пути преодоления кризиса личности в ХХI веке?

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.

3. Индивидуальное творческое задание:*

а) Человек в картине мира.

б) Представления о человеке в христианской философии.

в) Философия русского космизма о сущности человека.

г) Проблема генетической предопределенности человеческого поведения.

д) Человек многомерный. Аксиологическое измерение человеческой деятельности.

е) Долгосрочные перспективы человеческого рода.

ж) Творец и творчество: человек перед необходимостью Свободы.

з) Смыслы идеи бессмертия.

и) Бессмертие: иллюзия или реальность.

к) Смерть как условие бессмертия.

л) Глобализация: объективная необходимость общечеловеческого развития или корыстная политика?

м) Проблема человека в информационном обществе.

 

Основная литература

1. Аблеев С.Р. Основы философии: вводный курс. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ТОН-Остожье, 1999.

3. Введение в философию. Учебник для ВУЗов под ред. Фролова. В 2 т. М.: Политиздат, 1989, 1990.

4. Иконникова Г.И. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007.

5. Кармин Философия: учебник. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

6. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 2008.

7. Кошарный В.П. Философия: предмет и основные исторические типы: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.

8. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011.

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1998, 2003.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999, 2001, 2002, 2008.

11. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010.

12. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.

13. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

14. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.

2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.

4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.

 

Электронный ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

 

Дополнительная литература*:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Academia, 2001.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М., 1992.

4. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика. 1993.

5. Бубер М. Я и Ты. М., 1994.

6. Губин В.Д. Философская антропология. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000.

7. Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: NOTA BENE, 2001.

8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. М., 1992.

9. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL-book, 1994.

10. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

11. Моуди Р. Жизнь после жизни. - М., 2009.

12. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988.

13. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. – Москва: Наука, 1987.

14. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии: В 2 кн. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991–1995.

15. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

17. Фромм Э. Человек для себя. М.. 1992.

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: человек, индивид, личность, антропогенез, антропосоциогенез, антропоцентризм*, гуманизм*, деятельность, труд, потребности*, интересы*, ценности, свобода, смысл жизни, смерть, бессмертие.

2. Основные проблемы философской антропологии.

3. Особенности философского подхода к рассмотрению человека*.

4. Основные теории происхождения человека.

5. Сущность трудовой теории происхождения человека*.

6. Варианты решения проблемы сущности (природы) человека в истории философии*.

7. Роль биологических и социальных факторов в развитии и существовании человека.

8. Структуру личности.

9. Социальные типы личности*.

10. Факторы развития личности.

11. Различие физического, социального и духовного «Я»*.

12. Структуру деятельности.

13. Основные формы деятельности человека.

14. Классификацию потребностей и интересов*.

15. Роль потребностей и интересов в детерминации человеческой деятельности*?

16. Виды свободы.

17. Соотношение свободы и необходимости в жизнедеятельности личности.

18. Варианты решения вопроса о возможных путях обретения бессмертия.

19. Варианты решения проблемы смысла жизни в истории философии*.

20. Пути преодоления кризиса личности в ХХI веке.

УМЕТЬ:

1. Обобщать, анализировать и воспринимать информацию из различных источников.

2. Различать и соотносить между собой понятия индивида, индивидуальности и личности.

3. Критически осмысливать главные антропологические идеи в истории философии*.

4. Выявлять сущностную взаимосвязь смысла жизни и смерти.

5. Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.

6. Логически верно, четко и ясно излагать теоретический материал модуля.

7. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Компетенцией гражданственности (знанием и соблюдением обязанностей гражданина; свободы и ответственности).

3. Мировоззренческо-методологической основой анализа социальных явлений и процессов исторического и социально-политического характера.

 


Тема 6