Теория познания (гносеология)

Теоретические вопросы семинара:

1. Познание как процесс. Субъект и объект познания. Уровни познания.

2. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление и язык. Интуиция и воображение.

3. Понятие истины и её основные концепции. Практика как критерий истины.

 

Практические задания:

1. Существует мудрое выражение: «Думать – это как любить и умирать, каждому приходится делать это самостоятельно». Как оно связано с определением мышления?

2. Согласно легенде, один из древнегреческих мыслителей ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы «глубже познать мир». К какому направлению в теории познания он принадлежал?

3. «Небо голубое», «Роза красная». Покажите, что в этих знаниях, фиксирующих результаты чувственного опыта, есть элементы абстрактного мышления.

4. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно.

а) верно только А;

б) верны оба суждения;

в) верно только Б;

г) оба суждения неверны.

5. И чувственное, и рациональное познание …

1. формирует знание о предмете

2. использует логические умозаключения

3. начинается с ощущения

4. дает наглядный образ предмета

6. Рациональное познание в отличие от чувственного …

а) обновляет знания об окружающем мире

б) формирует наглядный образ предмета

в) осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений

г) использует логические умозаключения

7. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

а) понятием;

б) ощущением;

в) восприятием;

г) представлением.

8. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

а) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений;

б) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях;

в) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств;

г) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся.

9. Определите в следующих высказываниях умозаключения. Какие высказывания не являются умозаключениями и почему? Какое из умозаключений не является корректным?

а) нельзя доверять людям, которые выше ростом;

б) я наблюдал приземление вертолета на своем огороде;

в) учащиеся школы № 2 должны усиленно заниматься спортом, потому что школа в этом году получила статус спортивной;

г) уроки по обществознанию я считаю более интересными, чем уроки по алгебре;

д) списывая домашнее задание, я получаю знания, которые в другом случае никогда бы не смог приобрести самостоятельно.

10. Какую философскую позицию иронически выразил Гёте в следующих строчках:

На мир мы все по-своему глядим

И каждый прав – с воззрением своим.

11. А. А. Богданов в одной из своих работ отстаивает концепцию общезначимости истины. Он приводит такой пример: знание является истинным, если каждый человек, живущий на Земле, признает его таковым. Допустим, что я держу в руках топор; истинность этого факта можно зафиксировать в принципе опросом людей, которые удостоверят этот факт эмпирически, наблюдая меня держащим этот предмет в определенном месте. Если это положение общезначимо, значит оно — истинно.

12. К результатам какого вида познания вы отнесли бы следующие знания:

а) философская система И. Канта;

б) правила композиции картины;

в) знание хороших мест для рыбалки на озере;

г) законы Ньютона;

д) Закон Божий;

е) доказательства теоремы по математике;

ж) правила составления букетов цветов;

з) химический состав масляных красок для живописи;

и) знание норм Уголовного кодекса;

к) правила и каноны религиозного искусства?

13. Рассматривая критерии научности знания, В. В. Ильин выделяет среди них универсальные критерии — непротиворечивость, проверяемость, рациональность, интерсубъективность, воспроизводимость опытных данных; исторически преходящие критерии или нормативы, которые задают рациональные образцы и требования к гипотезам,картинам мира, логическим допущениям, способам доказательства и т. п., которые ориентированы на принятые в исследовательских культурах и программах идеалы знания, стиль мышления ученых и т. п.; и наконец, третью группу критериев, относящуюся к узкодисциплинарным областям знания, в которых выделены специфические требования для логико-математических, естественных, технических, гуманитарных и т. д. наук. Приведите примеры, иллюстрирующие эту типологию критериев, опираясь на изученные вами науки.

14. Как соотносятся между собой понятия «эмпирический» и «теоретический» и соответственно «чувственный» и «рациональный»?Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем,а рациональное — теоретическим?

15. «Поверхность Фобоса изрыта кратерами», покажите, что в этом суждении, которое констатирует эмпирическое наблюдение, содержатся элементы теоретического уровня познания.

16. О какой науке идёт речь в приведённом ниже отрывке? Вставьте пропущенное слово, обозначающее эту науку.

Рождение _________принято связывать с именем Норберта Винера. Она рассматривает управляемые системы не в статистическом состоянии, а в их движении и развитии. Рассмотрение систем в движении коренным образом меняет подход к их изучению. _______рассматривает не изолированные системы, а системы, взаимодействующие друг с другом.

17. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 суток. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеванием сердечно-сосудистой системы.

Какой метод научного познания использован в данном исследовании? Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

18. Сколько этапов выделяют в развитии науки? К какому этапу развития науки относятся слова немецкого физика В. Гейзенберга: «Энергия может превращаться в движение, теплоту, свет и электрическое напряжение, ее можно считать причиной всех изменений в мире»?

19. Из предложенного списка выделите науки о человеке и обществе:

а) экономическая география;

б) археология; геология;

в) логика; филология;

г) физическая география;

д) языкознание;

е) ботаника;

ж) культурология;

з) океанология;

и) эргономика;

к) гигиена.

Что вы знаете об этих науках?

20. О каком научном открытии идёт речь? Вставьте пропущенное слово, означающее новый научный термин.

Современник великого И.Ньютона и его соотечественник физик Р.Гук , интересуясь оптикой, однажды решил рассмотреть под микроскопом тонкие срезы растений. Первый же взгляд открыл ему ажурные структуры, поразившие своей красотой и изяществом. В 1665 г. Гук представил в Королевское общество книгу «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших тел посредством увеличительных стекол» В ней он впервые употребил термин ________.

 

Объясните смысл высказываний:

1. «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ).

2. «Сомнение – полпути к мудрости» ( Публий Сир)

3. «Лучше знание, нежели отборное золото, потому, что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». (Библия, Притч. 8).

4. «…Если бы показания глаз имели большую силу, чем свидетельства разума, то пальму первенства в мудрости пришлось бы присуждать, несомненно, орлу» (Апулей).

5. «Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения» (Демокрит).

6. «Самое большое богатство – разум» (Али-Ибн Аби-Талиб).

7. «Знание есть сила, сила есть знание» (Ф.Бэкон).

8. «Разум служит для выявления истины, не факта, а умозаключения» (Т.Гоббс).

Контрольные вопросы:

1. Что изучает гносеология?

2. Что такое познание и каковы его цели?

3. Какие есть виды познания?

4. Как философы отвечают на вопрос о том, познаваем ли мир?

5. Как решается проблема познаваемости мира в рамках агностицизма и скептицизма?

6. Существуют ли границы возможностей познания, если – да, то чем они обусловлены?*

7. Какова структура процесса познания?

8. Раскройте значение терминов «субъект познания», «объект познания», «средства познания»?

9. В чём состоит диалектика субъектно-объектных отношений в процессе познания?*

10. Какова специфика объекта и субъекта познания в социальном и естественнонаучном познании?*

11. Каковы основные этапы познавательного процесса?

12. Какие есть средства познания? Какова их роль в познавательной деятельности человека?

13. Чем отличаются чувственное и рациональное познание?

14. Назовите формы чувственного и рационального познания.

15. В чём суть спора сенсуалистов и рационалистов? Кто, по вашему мнению, прав?*

16. Что представляет собой в общем виде мышление человека и как оно связано с языком?

17. Что такое интуиция? Какие выделяются виды интуиции?

18. Какова роль интуиции а процессе познания?*

19. Что такое истина? Существует ли абсолютная истина?

20. Существует ли объективная истина? В чём состоит диалектика абсолютной и относительной истины?

21. В чем выражается конкретность истины?

22. Какие теории истины вам известны?

23. Каковы основные критерии истинности знания?

24. Что такое практика, какую роль она играет в познании?

25. Может ли практика быть абсолютным критерием истины?

26. Какие формы практики Вы знаете?

27. Каковы специфические особенности науки, отличающие её от обыденного познания, искусства, философии, религии?

28. Что такое «метод» и «методология»?

29. Какие известны частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания?

30. Назовите важнейшие методы эмпирического познания?

31. Назовите и кратко охарактеризуйте основные методы и приёмы теоретического исследования.

32. Назовите и охарактеризуйте формы эмпирического познания.

33. Дайте определения основным формам теоретического познания. Приведите известные Вам из истории науки примеры проблем, гипотез, теорий*.

34. Каково взаимодействие исследователя и средств познания?*

35. Что такое «научная революция»?* Какие бывают виды научных революций?* Почему они возникают?*

36. Что такое сциентизм и антисциентизм?*

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.

3. Индивидуальное творческое задание:*

а) Мышление и деятельность.

б) Роль интуиции в познавательном процессе.

в) Самопознание и его роль в развитии личности.

г) Специфика научного творчества.

д) Современная наука: становление и этапы.

е) Этапы и логическая последовательность в научной деятельности.

ж) Особенности современного социального познания.

Основная литература

1. Кармин А.С.Философия. Учебник.– Спб., 2009.

2. Кохановский В.П. Философия : учебное пособие.– Ростов/н/Д. 2008.

3. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2011.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2008.

5. Философия : учебник / Под ред В.Н. Лавриненко и др. – М.: 2010.

6. Философия: Учебник / Под ред. В.В.Миронова.– М.: 2009.

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. – М.: Проспект, 2006.

2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: Методические указания. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН.– М.: 2010.

4. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. – М.: 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. / Редактор-составитель Е.Ф.Губский и др. – М.: 2009.

 

Электронный ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

Дополнительная литература*:

  1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.

2. Иванов А.В., Миронов В.В. Онтология и теория познания. – Москва: Гардарики, 2005.

3. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

4. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М.: 2007.

5. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – Киев: Час-Крок, 2006.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.

  1. Ильин В.В. Философия: Учебник: в 2 т. Т. 1.–Ростов-на-Дону: 2006.

8. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М.: Политиздат, 1990.

  1. Канке В.А. Основные философски направления и концепции науки. – М.: 2004.

10. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Косьмина Е.А. Теория и методология познания.– М.: 2006.

11. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

12. Лекторский В.А. Объект, субъект, познание. – М.: Наука, 1980.

13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

14. Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. – М.: Знание, 1989.

15. Основы философии науки / Отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

16. Поппер К. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2005.

17. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Статьи. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб: Республика, 2000.

18. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.

19. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.: Политиздат, 1986.

20. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? – М.: Территория будущего, 2006.

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: гносеология, эпистемология*, познание, агностицизм*, скептицизм*, знание, субъект познания, объект познания, предмет познания, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, мышление, язык, иррациональное познание, интуиция, воображение, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, практика, обыденное познание, научное познание, наука, эмпирическое познание, теоретическое познание, метод познания, методология, наблюдение*, эксперимент*, сравнение*, аналогия*, моделирование*, идеализация*, абстрагирование*, анализ*, синтез*, проблема, гипотеза, теория.

2. Структуру познавательного процесса.

3. Виды познания.

4. Основные гносеологические учения по проблеме познаваемости мира?

5. Диалектику субъектно-объектных отношений в процессе познания?*

6. Специфику объекта и субъекта познания в социальном и естественнонаучном познании?*

7. Основные этапы познавательного процесса.

8. Средства познания и их роль в познавательной деятельности человека.

9. Соотношение рационального и иррационального в процессе познания.

10. Значение мышления, языка, интуиции и воображения для познавательного процесса.

11. Особенности чувственного и рационального познания.

12. Формы чувственного и рационального познания.

13. Основные концепции истины*.

14. Основные критерии истинности знания.

15. Роль практики в познании.

16. Основные формы практики.

17. Специфические особенности науки.

18. Критерии научности знаний*.

19. Основные этапы развития науки*.

20. Важнейшие методы эмпирического познания.

21. Основные методы и приёмы теоретического исследования.

22. Формы эмпирического познания.

23. Формы теоретического познания.

24. Причины «научных революций»*.

25. Виды научных революций?*

 

УМЕТЬ:

1. Различать научное и вненаучное знание.

2. Выделять субъект и объект познания.

3. Сравнивать чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое знание.

4. Анализировать понятия «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина».

5. Подтверждать примерами критерии научности, а также такие понятия, как «проблема», «гипотеза», «эксперимент», «теория».

6. Применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям.

7. Использовать знания модуля в дальнейшей учебно-теоретической, научной и профессиональной деятельности.

 

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Навыком аргументации своих предположений и умозаключений.

3. Навыком решения нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинаций методов решения, в непредсказуемо изменяющейся ситуации.

4. Навыками применения полученных знаний в конкретных ситуациях своей жизнедеятельности.

 

 


Тема 5