Вопрос №22. Циклическая модель культуры О. Шпенглера

Плюралистический – циклическая модель. «Закат Европы» - сенсация. Цель – отыскать матрицу мировой истории, применив к ней понятия: рождение, смерть, продолжение жизни, юность. Средство для познания мертвых форм – математический закон. Для понимания живых – аналогия. Культура – живой организм. Выделяет 2 типа реальности:

1. Мир как природа (ставшее)

2. Мир как история (становление)

Как живой организм, каждая культура проходит свой цикл – юность, расцвет, увядание. «Нет расцветающих, стареющих культур с точки зрения их единонаправленности». Нельзя сказать, что человечество стареет, есть отдельные стареющие культуры и отдельно расцветающие. Человечество в целом – абсурд. Западную культуру Шпенглер считает одной из 3-х самых великих культур (+античная и арабская). Ее характеризует символ бесконечности (особенности европейца как культурного феномена). Тяга к расширению пространства заставляла европейцев совершать кругосветные путешествия. Крестовые походы. Символ бесконечности, по Шпенглеру, лежит в основе христианства: христианский Бог бесконечен и вечен, ему присущи мудрость и могущество. Душу европейской культуры Шпенглер назвал «фаустовской душой», поскольку нацелена на бесконечное движение к неизведанному, выраженная в жизни воля. Высшей истории для Шпенглера является существование возможной культуры, на основе которой возникает историческая картина мира. С воплощением идеи, история культуры заканчивается, так как полное воплощение всех возможностей приравнивается к смерти или понятию «цивилизации».Жизненный цикл каждой культ - 3 фазы. 1) Докультурная. Этнографическая стадия 2) Культурный расцвет (расцвет культ форм) 3) Умирание культ мил - кризис. Каждая культура изживает свой цикл. Все высокие культуры возникают внезапно. Наиболее ранние - Египет, Вавилон, Древняя Инция, Китай, Аттика. Все высшие культуры - городские. Всемирная история - история городского человека, знати, духовенства. Стиль истории меняется с появлением буржуазии, крестьянство же не принадлежит истории. Природа - функция культуры. Она воспринимается через призму культуры. Город - прафеномен любой культуры. Прафеномен - основа данной культуры, непередающаяся другим локальным культурам. Падение городов - гибель культуры. Их развитие - превращение культуры в цивилизацию. Язык тоже прафеномен культуры. Язык это дом. Диалект - фундамент. Важна письменность. Фиксация событий. Крестьянин не имеет языка письменности -значит не имеет истории. Религия - основание, на котором строится культура. Судьба каждой культуры трагична, она изживает свой цикл. Для западной культуры конец наступил в 20 в - связано с характером той цивилизации: философия стала ненужной, искусство перестало быть таковым, наука - служанка техники и политики, интересы людей - власть, деньги. В процессе зарождения русско-сибирская культура. Шпенглер критиковал термин (возрождение) - понять другую культуру, находясь в своей невозможно. Видный немецкий философ, культуролог, историк, представитель философии жизни, создатель циклической теории. Учение О. Шпенглера призвано было преодолеть механистичность распространенных в XIX в. глобальных схем эволюции культуры как единого восходящего процесса становления мировой культуры, где европейская культура выступала как вершина развития человечества. Мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура, подобно живому организму, проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Ш. создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура. В жизни каждой выделяются две линии развития: восходящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая - их закостенением и превращением в механистические, выражающиеся в бурном развитии техники; разрастании городов в мегаполисы; в появлении массовой, технологически ориентированной культуры; превращении региональных форм в мировые; наступлении эпохи цезаризма. История культуры начинается с варварства примитивной эпохи, затем развивается политическая организация, искусства, науки и т.д. В классический период культуры наступает их расцвет, сменяющийся окостенением в эпоху декаданса, и, наконец, культура приходит к новому ваврварству, когда все становится предметом торговли, вульгаризируется. Конец или закат культуры означает ее переход в фазу цивилизации. Феномен кризиса, в культуре также рассматривал в своей книге “Закат Европы” О. Шпенглер. Гибель Запада, подобная гибели античности, стала для немецкого философа темой, которая заключает в себе все великие вопросы бытия. По мнению Шпенглера, дух Запада был попросту отождествлен со смыслом мира. Великие мыслители возвели духовную нищету в метафизическую добродетель. В качестве примера кризиса в культуре Шпенглер приводит гибель Запада, которую он рассматривает как проблему цивилизации. Всякая культура имеет свою цивилизацию. “Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры”.Кризис культуры, по Шпенглеру, - это простое вхождение ее процветания в заключительную цивилизационную стадию. Вот почему римляне были варварами, не начавшими великий подъем культуры, а завершившими его. “Бездушные, без всякой способности к философии и искусству, с животными инстинктами, с исключительной погоней за материальным успехом, римляне стоят на границе между эллинской культурой и ничем”. Согласно Шпенглеру, кризис не есть стадия перед новым процветанием, он - завершение цикла, окончательное угасание культуры. В его трактовке переход от культуры к цивилизации в античном мире осуществлялся в IV в., а на Западе в XIX в. Все великие конфликты миросозерцания, политики, искусства, науки, чувства происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации. Дух денег проникает во все исторические формы народного бытия, и даже захватывает искусство. Можно сказать вслед за Шпенглером, что наличие кризисов - это закон всемирной истории. Задача исследователя состоит в том, чтобы за суммой внешних фактов отыскать неукоснительную закономерность. Кризис, стало быть, это не констелляция случайных обстоятельств, зависящих от национальных настроений, личных влияний и экономических тенденций. “На великий кризис, - отмечает Шпенглер, - указывает несметное множество страстно дебатируемых вопросов и взглядов, которые высказываются в тысячах книг и заявлений, но всегда остаются разрозненными, разобщенными и приуроченными к ограниченному углу зрения специальной области, ввиду чего возбуждают, тяготят, но не могут быть устранены. Сами они известны, но мало известна их тождественность”. Когда возникает кризис в культуре? Шпенглер считает, что он наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятия первобытной души. Протекание культуры неверно представлять как плавный, спокойный процесс; оно, ее живое бытие, есть напряженная, страстная борьба: внешняя - за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя - за утверждение ее власти над бессознательным, куда укрывается, злобствуя, хаос. Когда же эта цель достигнута, вся полнота возможностей культуры осуществлена, тогда, по Шпенглеру, культура внезапно костенеет, умирает, кровь останавливается в ее жилах. Силы культуры надламываются - она становится цивилизацией. В таком виде культура может существовать еще в течение столетий, подобно отжившему свой век великану в первобытном лесу, простирающем вокруг отсохшие ветви. Так было с Египтом, Китаем, Индией и с. миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой молодую арабскую культуру Востока. И Шпенглер заключает: таков смысл всех эпох заката в истории. Наиболее отчетливым по своим очертаниям был “закат античности”. Но теперь уже и мы ясно ощущаем в себе и вокруг себя первые признаки того своеобразного, по своему течению и длительности аналогичного античному, хода событий, который придется на первые века будущего тысячелетия и может быть назван “закатом Запада”. Разумеется, кризисные процессы в течение столетий, по мнению Шпенглера, развертывались спонтанно, неосознанно. Нечто новое для философии культурного кризиса, которое предлагает Шпенглер, - это возможность сознательного критического отношения к феномену, хотя он неукоснительно, неотвратимо раскрывает свои возможности и проявляется как рок. В первый раз культура, как считает Шпенглер, может предвидеть, какой путь избрала для нее судьба. Последняя великая задача западноевропейской мысли - осознать предначертания стареющей духом фаустовской культуры. Идея кризиса позволяет понять морфологию становления всего человечества, которое устремляется своими путями к высшим и последним целям. “В “Закате Европы” оплакивается ее судьба, - отмечает отечественный культурфилософ Р.А. Гальпева, - но нет рыцарственной готовности к защите высокой духовной культуры перед лицом надвигающейся механически-потребительской цивилизации, нет воли к противостоянию. Наоборот, здесь ведется пропаганда мрачного демобилизующего дух фатализма. Шпенглеровская мифологема, вытеснив духовно-личное начало стихией жизненнобессознательного и предприняв релятивистское обессмысливание культуры, внесла, как говорится, свой вклад в дело нелюбимой автором цивилизации и разрушения культурно-духовных начал”. Кризисы в культуре не являются случайным “наказанием”, эпизодом в ее судьбе или жестоким приговором. В мировой культуре такого рода процессы сопровождают всю историю. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры. Никакого перерождения культуры быть не может. Кризис - это сигнал к окончательной гибели. Однако возможен и другой взгляд. Кризис племенной культуры породил осевое время человечества - всплеск человеческого духа. В недрах язычества вызрела христианская культура. Закат античности выявил новые потенции в европейской культуре. Современный кризис есть предвестие новой культурной парадигмы. Одни усматривают ее жизненность в более строгой верности фаустовскому духу. Так, Э. Гуссерль убежден в том, что корни европейского кризиса следует искать в сбившемся с пути рационализме. Другие предлагают программы радикального обновления и преображения духовно-смыслового ядра западной культуры.