I. Понятие системы органов прокуратуры
Под системой органов прокуратурынеобходимо понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих органов и учреждений прокуратуры, объединенных общими целями и реализующих единые для них функции. Система органов определяется и формируется КРФ и ФЗОП.
Согласно содержанию ч.З ст11 ФЗОП создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не в ходящих в единую систему прокуратуры, не допускается.
Изменить систему органов прокуратуры можно только путем внесения изменений и дополнений в ФЗОП или приняв новый аналогичный закон.
Система органов и учреждений прокуратуры состоит из следующих элементов:
1. ГПРФ;
2. территориальных органов прокуратуры;
3. военных и иные специализированных органов прокуратуры;
4. учреждений прокуратуры.
Под территориальными органами прокуратурыпонимается совокупность органов прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, строго определенных государственным и административно-территориальным устройством страны.
Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Верхнимруководящим звеном является Генеральная прокуратура РФ,второе звенообразуют прокуратуры субъектов РФ, третьенизовое звено органов прокуратуры представлено прокуратурами районов и городов.
В некоторых субъектах РФ с учетом специфики их конституционного статуса и административно -территориального деления могут быть образованы межрайонные прокуратуры (осуществляют свои функции в отношении нескольких районов). Данные прокуратуры необходимо также рассматривать в качестве низового звена.
В городах являющимися столицами республик РФ или центрами иных СРФ образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур, а г. Москве - прокуратуры административных округов (промежуточное звено).
Под специализированными органами прокуратурынеобходимо понимать органы прокуратуры, которые осуществляют надзорные функции в отношении определенных видов государственной или хозяйственной деятельности, ограниченных специальными объектами или отраслями прокурорского надзора.
Совокупность учреждений прокуратурыпредставлена системой научных и образовательных учреждений прокуратуры. В нее входят: Научно-консультативный совет при ГП, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, Юридический институт Генеральной прокуратуры в г. Иркутске, а также иные научные и образовательные учреждения и региональные учебные центры.
Под структуройнеобходимо понимать внутреннюю упорядоченность элементов системы органов и учреждений прокуратуры, т.е. построение ее различных подразделений (отделов, управлений) внутри органа или учреждения, обеспечивающих реализацию стоящих перед прокуратурой функций. Структура определяется ФЗОП и ведомственными прокурорскими актами. Соответственно, Структура органов прокуратуры в отличие от системы органов прокуратуры может изменяться как путем внесения изменений и дополнений в ФЗОП, так и путем издания ведомственных НПА.
Структура органов и учреждений прокуратуры РФ может изменяться только приказами ГП РФ (например, приказы № 2 и № 3 от 2001 г о реорганизации транспортных и иных специализированных органов прокуратуры).
Отталкиваясь от подобного определения, можно вести речь не только о структуре прокурорской системы (внутренней упорядоченности органов и учреждений прокуратуры в рамках прокурорской системы), но и о структуре каждого из элементов этой системы: о структуре территориальных органов прокуратуры, о структуре специализированных органов прокуратуры, о структуре районной, городской и т.п. прокуратуры.
Под понятием состав органов и учреждений прокуратурынеобходимо понимать совокупность прокуроров и прокурорских работников, занимающих должности в органе или учреждении прокуратуры и имеющих классный чин.