Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи.

В разработке экспертных систем участвуют представители различных специальностей. Чаще всего конкретную экспертную систему разрабатывают трое специалистов. Это, как правило:

1) эксперт;

2) инженер по знаниям;

3) программист по разработке инструментальных средств.

Разъясним обязанности каждого из приведенных здесь специалистов.

Эксперт – это специалист в той предметной области, задачи которой и будут решаться при помощи этой конкретной разрабатываемой экспертной системы.

Инженер по знаниям – это специалист по разработке непосредственно экспертной системы. Используемые им технологии и методы называются технологиями и методами инженерии знаний. Инженер по знаниям помогает эксперту выявить из всей информации предметной области ту информацию, которая необходима для работы с конкретной разрабатываемой экспертной системой, а затем структурировать ее.

Любопытно, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям, т. е. замена их программистами, либо приводит к неудаче всего проекта создания конкретной экспертной системы, либо значительно увеличивает сроки ее разработки.

И, наконец, программист разрабатывает инструментальные средства (если инструментальные средства разрабатываются заново), предназначенные для ускорения разработки экспертных систем. Эти инструментальные средства содержат в пределе все основные компоненты экспертной системы; также программист осуществляет сопряжение своих инструментальных средств с той средой, в которой она будет использоваться.

Контрольные вопросы

 

1. Опишите основные этапы проектирования экспертных систем.

2. Дайте определение статической экспертной системе.

3. Дайте определение динамической экспертной системе.

4. Охарактеризуйте специалистов – участников процесса проектирования экспертной системы.

 

Лекция 9 Нейронные сети

 

Основные вопросы лекции:

1. Определение нейронной сети. Составные части.

2. Классификация нейронных сетей.

3. Обучение нейронной сети.

4. Машинное обучение на примерах.