ТЕМА. Филогенез головного мозга и мочеполовой системы

ЦЕЛЬ: охарактеризовать основные этапы и направления эволюции головного мозга и мочеполовой системы позвоночных и использовать закономерности филогенеза для объяснения процессов развития, строения и функций этих систем человека, а также механизма аномалий развития.

Задачи:

1. Уметь охарактеризовать особенности строения и функции головного мозга каждого класса подтипа позвоночных.

2. Уметь перечислить основные этапы и главные направления эволюции нервной системы позвоночных.

3. Уметь использовать закономерности онтофилогенеза головного мозга для объяснения аномалий их развития у человека.

4. Уметь охарактеризовать особенности строения и функционирования мочеполовой системы каждого класса подтипа позвоночных.

5. Перечислить основные этапы и главные направления эволюции мочеполовой системы беспозвоночных, позвоночных (эволюция нефрона, связь выделительной и половой системы анамний и амниот) и человека.

6. Использовать закономерности онтофилогенеза мочеполовой системы для объяснения аномалий ее развития у человека.

Мотивационная характеристика. Все системы и органы человека сформировались в результате преобразования структур предковых форм. Детальное знание основных этапов и направлений этих преобразований нужны врачу для правильного понимания происхождения структур и их функций, а также аномалий развития у человека.

Знание типов филэмбрилогенезов в эволюции систем органов хордовых необходимы врачу для прогнозирования возможности возникновения у плода и новорожденных пороков развития атавистической природы. Этапы эволюции необходимо знать для изучения соответствующих разделов в курсах нормальной и патологической анатомии, гистологии и физиологии.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) основные этапы и главные направления развития нерв­ной системы беспозвоночных, позвоночных; б) этапы развития нервной системы в эмбриогенезе позвоночных; в) отделы мозга, развивающиеся из мозговых пузырей; г) характеристику особенностей строения и функции головного мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих; д) особенности строения и функции типов мозга; ж) основные аномалии головного мозга; з) строение про-, мезо- и метанефроса; и) связь выделительной и половой систем у анамний и анамниот; к) основные аномалии мочеполовой системы.

Теоретические вопросы:

1. Основные типы нервной системы у беспозвоночных и позвоночных.

2. Особенности строения и функции головного мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

3. Основные этапы и главные направления эволюции нервной системы позвоночных. Аномалии развития у человека.

4. Типы выделительной системы у беспозвоночных.

5. Особенности строения и функционирования мочеполовой системы рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

6. Основные этапы и главные направления эволюции мочеполовой системы позвоночных (эволюция нефрона, связь выделительной и половой системы анамний и амниот). Аномалии развития мочеполовой системы у человека.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется гомология головного мозга представителей различных классов позвоночных в эмбриональном периоде?

2. Как эволюционировал нефрон предпочки, первичной и вторичной почки?

3. Какие морфофункциональные изменения происходят в выделительном канальце в процессе эволюции?

4. В чем состоят прогрессивные изменения в строении первичной почки по сравнению с предпочкой? в строении первичной почки по сравнению с вторичной?

5. В чем проявляется связь выделительной и половой системы?

6. Какую функцию выполняет парамезонефральный проток во взрослом состоянии у самок и самцов анамний и анамниот?

7. Какова функция мезонефрального протока у самок и самцов анамний и анамниот?

Литература

1. Ярыгин В.Н. Биология. – М.: Медицина, 2003. – С.137–140, 111–113, 141–146.

2. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М. Демченко и др. – М.: Медицина, 1996.– С. 288–307, С. 250–260, 337–342.

3. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т. 2. – Бишкек: КРСУ, 2012. – С. 193– 201.