Использование аналитического метода.
Данный метод применяется в случае, когда трудно представить в целом будущее видение идеального процесса.
Необходимо провести поиск потерь, анализ и их классификацию по различным признакам.
Примеры классификации потерь по признакам:
- отсутствие стандартов на выполнение работ, в результате чего собирают не ту информацию, которая нужна, либо больше, чем нужно для проведения требующегося анализа, либо информация собирается не своевременно;
- потери при обработке информации (звонки по телефону для поиска или уточнения информации, выполнение «ручных» документов, снятие ксерокопий с документов и т.п.);
- ожидание: получения нужной информации, при согласовании или утверждении документов и т.п.;
- недостаточный уровень обучения персонала: не знание методик обработки информации, не умение использовать новые программные продукты и т.п.;
- не классифицируемые потери (прочие).
Используя метод «Идеи – действия» для каждого класса потерь, группа составляет план мероприятий PDCA, нацеленный на устранение потерь.
Группа, реализуя мероприятия согласно плану, оптимизирует процесс. В результате оптимизации процесса должен появиться стандарт работы (регламент, методика, процедура, инструкция и т.п.), в котором досконально описывают: кто и какую работу (действия) выполняет, в какие сроки выполняются действия, кому передаются результаты работы или информация и т.п. Стандарт, разработанный рабочей группой или лидером, утверждает руководитель подразделения.
При изменении характера работы в стандарт на процесс вносятся изменения. Для этого не реже двух раз в год руководители подразделений проводят экспертизу актуальности стандартов.
Примеры оформления VSM – анализа в отчете представлены на Рис.30а и 30б, на Рис.31 показан пример оформления VSM – анализа в процессе работы рабочей группы.
Оптимальность нового процесса, можно оценить по следующим показателям:
- по качеству конечного результата (продукция или информация), при этом оценивают количество официальных жалоб клиентов, неудовлетворенность руководства компании, жалобы исполнителей и т.п.;
- по действиям персонала при выполнении каждой процедуры, при этом процесс оптимален, если:
- исполнитель осуществляет минимальный набор процедур (три – пять) с четко описанными правилами и понятным содержанием. Если при выполнении процедур имеются исключения, то такие действия (исключения из правил) лучше выносить в отдельные процедуры;
- разброс времени выполнения действия отличается не более чем в два-три раза (например, 10-30 минут — это нормально). Если же на выполнение действия требуется от десяти минут до двух часов и более, значит, эти процедуры в схеме процесса надо описывать в качестве исключения;
- время, отведенное для выполнения процедуры, превышает реальное время работы не более чем на один день. Так, если юристу для проверки нестандартного договора надо три-четыре дня, то проверенный договор он должен представить не позднее чем через пять дней.
- компактность и согласованность схемы процесса, для оценки которой используют следующие показатели:
- число так называемых входов и выходов процесса. Чем их меньше, тем лучше, идеально иметь один унифицированный «вход» и два-три «выхода» (в другие процессы), причем один «выход» — при правильном протекании процесса, а остальные — по исключениям;
- число процедур одного процесса (оптимально — от 7 до 11; в этом случае процесс можно контролировать, планировать и эффективно им управлять);
- число возможных исключений, которое должно быть минимальным (так как каждое исключение — угроза для управляемости процесса);
- число задействованных работников и подразделений.
Рис.30а Пример оформления VSM – анализа в отчете
(Картография существующего процесса - было)
Рис.30б Пример оформления VSM – анализа в отчете
(Картография будущего (идеального) процесса - стало)
Было |
Стало |
Рис.31 Пример оформления VSM – анализа в процессе работы рабочей группы (было/стало)
№ п/п | Категория персонала | Обязанность | Изменяемый документ |
Руководитель, специалист, служащий, вспомогательные рабочие | 1. Выполняет стандарты и регламенты. 2. Выявляет и отмечает проблемы в листе регистрации проблем. 3. Предлагает улучшения на рабочем месте. | Рабочий стандарт, регламент; операционный стандарт; информационная карта; должностная инструкция, рабочая инструкция | |
Руководитель бюро / группы | 1. Проводит аудит 5S первого уровня. 2. Принимает участие в разработке, улучшении и обучении стандартам. 3. Принимает участие в разработке мероприятий по выявленным проблемам. 4. Анализирует причины отклонений от плановых показателей, KPI, разрабатывает корректирующие мероприятия, актуализирует план PDCA. | Должностная инструкция | |
Руководитель отдела/службы | 1. Проводит аудит 5S второго уровня. 2. Принимает участие в разработке и утверждает мероприятия, а также контролирует ход их выполнения. 3. Анализирует причины отклонений от плановых показателей, KPI, разрабатывает корректирующие мероприятия, актуализирует план PDCA. 4. Проводит сверку описания бизнес-процессов, процессов с существующим регламентом или стандартом. | Должностная инструкция |
Рис.32 Примерный перечень обязанностей для внесения в соответствующую документацию в рамках внедрения методики TSM
№ п/п | Критерий | При выполнении критерия | |
Отметка | Балл | ||
1. Выполнение работ по 5S | |||
1.1 | Проведено теоретическое обучение персонала методике TSM | ||
1.2 | Полнота наполнения и актуальность комплекта документации на рабочих местах (Стандарты на рабочих местах: операционные стандарты, уборки, работы офиса и т.п., информационные карты, структурные графики) | ||
1.3 | Наличие аудитов 5S 1-го, 2-го уровней | ||
1.4 | Внесены изменения в ДИ служащих, руководителей, РИ вспомогательных рабочих | ||
2. Создание стенда управления | |||
2.1 | Полнота наполнения и актуальность стенда управления: | ||
2.2 | Визуализация целевых показателей участка (бюро / отдела) | ||
2.3 | Динамика достижения целевых показателей | ||
2.4 | Наличие корректирующих мероприятий в случаях отклонения от целевых показателей подразделения | ||
3. VSM-анализ | |||
3.1 | Улучшены показатели процесса после проведения картографирования | ||
3.2 | После выполнения задачи по TSM (VSM, решение проблем, Стандартизация рабочих мест) внесены изменения/ созданы новые регламентирующие документы: положения. Методики, инструкции, регламенты, процедуры, стандарты. | ||
ИТОГО: |
Рис.33Чек-лист для проверки внедрения методики TSM в подразделении
1-й уровень (5 S): | ||
КТО? | КОГДА? (периодичность) | КАК? |
Руководитель бюро / группы | - 1 раз в день (При завершении задачи по применению 5 S); - переход на проведение аудита 1 раз в неделю после достижения результата < 20 % несоответствий. | Обход офиса подразделения с фиксацией проблем и заполнением бланка аудита 5 S 1-го уровня |
Руководитель отдела/службы | 1 раз в месяц | Обход офисов подразделения с фиксацией проблем и заполнением бланка аудита 5 S 2-го уровня |
2-й уровень (Заполнение и ведение стенда управления) | ||
Ответственный за ведение стенда управления | 1 раз в месяц / неделю (в зависимости от выбранных KPI, проводимых аудитов) | Актуализация информации (графиков) на стенде |
Руководитель бюро/отдела | 1 раз в месяц | Анализ причин отклонений, разработка корректирующих мероприятий, актуализация плана PDCA. |
3-й уровень (Картография процессов) | ||
Руководитель отдела/службы | - При изменении / создании нового бизнес-процесса (процесса); - 2 раза в год – внутренний аудит процессов подразделения с целью проверки на соответствие стратегическим задачам предприятия (подразделения). | Проведение экспертизы актуальности регламентов (Сверка описания бизнес-процессов (процессов) с существующим состоянием дел). |
return false">ссылка скрыта
Рис.34 Действия по поддержанию инструмента TSM
После проведения картографирования лидер оформляет отчет о выполнении задачи с указанием достигнутых результатов.