Понятие инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность предприятия (организации) является одной из важнейших сфер деятельности любого хозяйствующего субъекта

Инвестиционная деятельность- это процесс вложения инвестиций (или инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций

В качестве объектов инвестиционной деятельности могут выступать

- вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды как производственного, так и непроизводс!венного назначения,

- ценные бумаги (акции, облигации), т е финансовые инвестиции,

- целевые денежные вклады в банках физических и юридических лиц;

- научно-техническая продукция, '

- имущественные права,

- права на интеллектуальную собственность;

- природные ресурсы.

Инвестиционная деятельность предприятия позволяет решать ряд важных задач.

- расширение предпринимательской деяюльносги;

- обновление техноло! ии, продукции,

- сфоительсгвоновыхи модернизацию действующих предприятии,

 

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР),

- долевое участие в строительстве новых предприятии,

- осуществлять диверсификацию производства в целях повышения его устойчивое!и

Инвестиционная деятельность является составной частью экономической стратегии предприятия, так как развитие производства и постоянное обновление продукции в целях повышения конкурентоспособности предприятия обуславливают необходимость расширения инвестиционной деятельности в различных ее сферах

Темпы роста инвестиционной деятельности предприятия свидетельствуют о его развитии и, наоборот, отсутствие или незначительный объем инвестиций характеризуют, в определенной степени, незначительный его экономический потенциал и понижение его конкурентоспособности

Инвестиционная деятельность предприятия характеризуется определенной цикличностью, что обусловлено рядом причин.

- влиянием на инвестиционную активность предприятия внешних факторов (политических, экономических, организационных и других), создающих благоприятные или неблагоприятные внешние условия для инвестиционной активности предприятия;

- необходимостью накопления внутренних источником (амортизационных отчислений, чистой прибыли, остающейся к распоряжении предприятия) для проведения активной инвестиционной

политики;

- определением наиболее эффективных объектов и сфер вложения капитала, создающих условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Поскольку инвестиционные вложения носят долговременный характер, то существует определенный лаг времени между моментом вложения капитала и получением отдачи от него. В этих условиях важно определить приоритетные направления инвестиционной деятельности, чтобы инвестирование каптала давало предприятию ощутимые результаты в будущем.

Различают три формы протекания инвестиционного процесса в зависимости от момента получения прибыли от вложенного капитала:

- последовательное;

- параллельное;

- интервальное.

При последовательном осуществлении инвестиционного процессаприбыль формируется сразу же по его окончании.

При параллельном осуществлении инвестиционного процессаприбыль может формироваться еще до полного его завершения.

При интервальном протекании инвестиционного процессасуществует определенный временной интервал между периодом завершения инвестиционного процесса и моментом формирования его прибыли.

Инвестиционная деятельность предприятия сопряжена с определенным риском, когда вложенный капитал не только не приносит прибыли, но может привести к убыткам. Поэтому оптимальная инвестиционная политика предприятия является одной из главных составляющих его эффективной деятельности в условиях рыночных отношений.

Инвестиционный процесс тесно связан с инновациями. Инновация буквально означает «инвестиции в новацию». Этот термин ввел в научный оборот австрийский (позднее американский) ученый Йозеф Алойз Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911 г). Позднее, с 30-х гг. XX в., Й Шумпетер уже использует термин «инновация».

Новация (лат. novaiio) - изменение, обновление, что-либо новое, т.е. какое-то новшество, которого раньше не было.

В «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г., №832, дается следующее определение понятиям «инновация» и «инновационная деятельность».

Инновация- конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационная деятельность- процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

В соответствии с рекомендациями ведущих международных организаций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

- исследования и разработки (НИОКР);

- технологическая подготовка и организация производства;

- производственное проектирование;

- пуск производства и предпроизгюдственные разработки;

- технологическая подготовка и организация производства и предпроизводственные разработки, включая модификацию продукта и технологического процесса;

- переподготовка персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов;

- приобретение невещественных прав (прав на объекты интеллектуальной собственности);

- пробное производство и др.

Развитые страны мира обеспечивают свою конкурентоспособность на основе инвестиций и инноваций.

Инновационные инвестиции позволяют решать следующие задачи:

- вкладывать средства в современное оборудование и технологии;

- покупать лицензии;

- создавать совместные предприятия;

- проводить собственные НИОКР с целью создания конкурентоспособной продукции;

- осваивать новые методы менеджмента и др.

Затраты на технические инновации в промышленности России составляют незначительную величину - 24,5 млрд. рублей в 1999 г.

Структура затрат на технические инновации в РФ за 1995-1999 гг. представлена в табл. 1.

 

 

Таблица 1 Структура затрат на технические инновации в промышленности РФ по видам инновационной деятельности (в%)*

 

Всего
Всего
НИОКР 26,9 15,7 21,0 21,6 15,3
Приобретение но­вых технологий, из них: 2,4 2,3 2,2 2,7 7,7
Техническая подго­товка производства и пробное произ­водство 19,3 19,2 19,4 17,4 9,9
Обучение и подго­товка персонала 0,6 0,9 0,6 0,6 0,4
Маркетинговые ис­следования 0,4 0,4 1,6 0,7 0,5
Приобретение ма­шин и оборудова­ния и прочих ос­новных фондов 43,5 56,9 44,9 - 44,4 48,0
Прочие затраты на технические инно­вации 6,9 4,6 10,3 11,5

 

На основе информации, представленной в табл. 1, можно сделать следующие выводы:

- наблюдаются значительные колебания в структуре затрат на НИОКР в анализируемом периоде;

- имеют место резкие диспропорции в структуре затрат между отдельными видами инновационной деятельности;

- мало средств используется на приобретение патентов, лицензий, обучение и подготовку кадров, проведение маркетинговых исследований.

Основным источником финансирования затрат на инновации в промышленности являются собственные средства предприятий (свыше 80%), остальные источники составляют незначительный удельный вес.

Среди отраслей, наиболее интенсивно выступающих в качестве инвесторов новых технологий, выделяются такие отрасли, как электроэнергетика и горнодобывающая промышленность, располагающие для этого необходимыми финансовыми ресурсами.

В передаче новых технологий наибольшую активность развивают такие отрасли, как машиностроение и металлургия.

Вместе с тем, удельный вес машин и оборудования в структуре национального экспорта составлет лишь 10 %, а в общем объеме мирового экспорта доля этой продукции не превышает 0,3%.

Российская машиностроительная продукция, конкурентоспособна? на мировом рынке, составляет менее 0,1 % суммарного мировогс экспорта.

Поэтому дальнейшее стимулирование инновационных инвестиций должно стать стратегической линией развития отечественной экономики как на ближайшую, так и на длительную перспективу.

Один из известнейших в мире специалистов в области конкурентной стратегии фирм и государств М. Портер в своей работе «Конкуренция», изданной в РФ (2000 г.), приводит следующие рекомендации, которые могут быть полезными и для России:

а) Лучшие компании добиваются конкурентных преимуществ
посредством инноваций, причем используя как новые технологии, так
и новые методы работы.

б) Инновации в большинстве случаев являются результатом
неординарных усилий со стороны руководства.

в) Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности
ее промышленности вводить новшества и модернизироваться.

г) Единственная разумная концепция конкурентоспособности на
национальном уровне - это производительность.

д) Важное значение имеет территориальная концепция
конкурентного потенциала. В этой связи Портер вводит понятие
«кластера».

Кластер - это географическое сосредоточение фирм, поставщиков, связанных отраслей и специализированных институтов, которые играют особую роль в отдельных нациях, странах и городах.

е) Корни производительности лежат в национальном и
региональном окружении.

ж) Очень полезным для компании или страны является
создание «замкнутых» поставщиков, полностью зависящих от
внутренней промышленности и не обслуживающих иностранных
конкурентов.

з) Для конкурирования в международных масштабах фирме
необходимо иметь достаточно сильных внутренних конкурентов в
пределах рынка собственной страны.

Многие ученые приходят к выводу, что политика по переустройству экономики в России должна носить инновационный характер.