Технология работы зала товарных образцов

Базы, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны иметь залы товарных образцов площадью 150 м2 и более. Он является центром коммерческой работы оптовой базы по организации оптовой продажи. В зале товарных образцов осу­ществляется показ образцов товаров, прием и оформление заказов покупателей. Здесь же расположены рабочие места товароведов-реализаторов.

Для организации показа товаров в зале товарных образцов ис­пользуют специальное типовое оборудование, натуральные образ­цы товаров, альбомы, списки, средства рекламы.

Планировка зала товарных образцов может быть односторон­няя, двухстороняя, по периметру. Она должна обеспечить рацио­нальное использование площади зала товарных образцов, хороший обзор товаров, удобство в работе, доступ к товарам. Размещение товаров осуществляется по товарным группам или складам. Каждый товар должен иметь необходимую информацию или порядковый номер товара (ПНТ), если отпуск товаров автоматизирован. В зале товарных образцов оформляется стенд "Новинки".

Основанием для оформления продажи служит заявка покупателя. Товаровед-реализатор оформляет в 3 экземплярах отборочный лист: первый экземпляр после проверки цен отправляется в машиносчетное бюро для выписки счета-фактуры, второй — на­правляется на склад для отборки товара и подготовки его к отпуску; третий — остается у покупателя для контроля. Письменные заявки покупателей регистрируются в журнале для контроля за их выполнением.

Отборка товаров с мест хранения — наиболее трудоемкая операция, она сложно поддается механизации. Рационализации этой работы способствует правильно оформленный товароведом отбо­рочный лист: записи в нем должны быть произведены в той последовательности, которая соответствовала бы порядку размещения товаров на складе в секциях стеллажей. Для этого картотека това­роведа должна располагаться в соответствии со схемой размещения товаров на складе.

Отборка может быть ручной, механизированной и автоматизи­рованной.

Ручная отборка наиболее распространена и, как правило, индивидуальная. Работа выполняется последовательно: друг за другом каждому покупателю. В основном такие отборки мелкие.

Механизированная оборка более прогрессивная, целесообразна в том случае, когда отобранные партии крупные. Осуществляется вилочным штабелером: снимается пакет, доставляется в зону отборки. Если отборка комплексная, то товар отбирается с поддона для нескольких покупателей, заказавших его, если отборка индивидуальная, товар отбирается непосредственно для одного покупателя. Остаток на поддоне возвращается на место хранения. Наиболее эффективным методом отборки является комплексная отборка.

Автоматизированная отборка имеет следующую технологию. Пакет по заданной оператором программе доставляется в зону отборки или экспедиции для отправки в адрес одного покупателя без его расформирования. Для этого используют краны-штабелеры, конвейеры, электроштабелеры.

Отобранные товары доставляются в зону комплектования для подготовки товаров к отпуску. Комплектование заключается в подборе ассортимента товаров в соответствии с заявкой покупателя (проводится подсортировка).

Подсортированный по требованию покупателя товар уклады­вается в многооборотную тару: контейнеры, ящики, баулы. В них укладывается упаковочный ярлык и они пломбируются. Наиболее целесообразно использовать многооборотные контейнеры. Это обеспечивает механизацию процессов.

Для погрузки и выгрузки используют вилочное оборудование: электропогрузчики, бортподъемники, простейшие приспособле­ния для снятия и скатывания роликовых контейнеров с автомо­билей. Для отгрузки по назначению в упакованные и опломбиро­ванные тарные места вкладывают в "карман" упаковочный лист, затем они отправляются в экспедицию.