Описание методики
Методика изучения мотивации учения.
(Источник: Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. СПб. 1995)
Обоснование для выбора методики
В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.
Описание методики
Назначение: методика предназначена для определения мотивов к школьному обучению у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике 7 карт со схематическим изображением фигур. Каждая карта представлена в двух вариантах – для мальчиков и для девочек.
Инструкция и процедура проведения методики:
Инструкция: «Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен (внимательна). Затем я задам тебе вопросы.
Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки (или рисунки последовательно предъявляются на экране монитора), иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки. (карты в Приложении)
№1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил (ходила)». При этом на стол перед ребёнком психолог выкладывает карту 1 (появляется рисунок 1).
№2. Второй мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы школы не было, я всё равно бы учился (училась)».
Выкладывается карта 2.
№3. Третий мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, с которыми можно играть».
Выкладывается карта 3.
№4. Четвёртый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как мама, папа и брат с сестрой. До школы я был (была) маленьким (маленькой)»
Выкладывается карта 4.
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал (сказала): « Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.
№6. Шестой мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Выкладывается карта 6.
№7. Шестой мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу потому, что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки».
Выкладывается карта 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:
§ Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
§ С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
§ С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
§ На какой картинке нарисован ты? Почему? (Выбор 4)
При обследовании в реальном времени ответы ребенка на вопросы фиксируются в таблице 24 и указывается № выбранной карты.
Таблица 24
Протокол обследования
Вопросы | Ответы ребенка | № выбранной карты |
1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? | ||
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? | ||
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? | ||
4. На какой картинке нарисован ты? Почему? |
Дети последовательно осуществляют четыре выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (девочка) сказал (сказала)?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из семи картинок.
В ходе компьютерного тестирования должна фиксироваться частота выбора определённой картинки , см. таблицу 25.
Таблица 25
№ выборов | Карта 1 | Карта2 | Карта 3 | Карта 4 | Карта 5 | Карта 6 | Карта 7 |
1 выбор | |||||||
2 выбор | |||||||
3 выбор | |||||||
4 выбор | |||||||
Сумма по столбцам |
Обработка результатов.
1. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству выборов, отнесенных к тому или иному мотиву (определяется как сумма по каждому из столбцов таблицы).
2. Устойчивость мотива определяется выбором одного и того же мотива при ответах на все 4 вопроса. Устойчивым считается мотив, выбранный 3-4 раза, неустойчивым 1-2 раза.
3. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.