Описание методики

Методика изучения мотивации учения.

(Источник: Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. СПб. 1995)

Обоснование для выбора методики

В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.

Описание методики

Назначение: методика предназначена для определения мотивов к школьному обучению у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике 7 карт со схематическим изображением фигур. Каждая карта представлена в двух вариантах – для мальчиков и для девочек.

 

Инструкция и процедура проведения методики:

Инструкция: «Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен (внимательна). Затем я задам тебе вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки (или рисунки последовательно предъявляются на экране монитора), иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки. (карты в Приложении)

№1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил (ходила)». При этом на стол перед ребёнком психолог выкладывает карту 1 (появляется рисунок 1).

№2. Второй мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы школы не было, я всё равно бы учился (училась)».

Выкладывается карта 2.

№3. Третий мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карта 3.

№4. Четвёртый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как мама, папа и брат с сестрой. До школы я был (была) маленьким (маленькой)»

Выкладывается карта 4.

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал (сказала): « Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

№6. Шестой мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Выкладывается карта 6.

№7. Шестой мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу потому, что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки».
Выкладывается карта 7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

§ Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

§ С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

§ С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

§ На какой картинке нарисован ты? Почему? (Выбор 4)

При обследовании в реальном времени ответы ребенка на вопросы фиксируются в таблице 24 и указывается № выбранной карты.

 


 

Таблица 24

Протокол обследования

Вопросы Ответы ребенка № выбранной карты
1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?    
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?    
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?    
4. На какой картинке нарисован ты? Почему?    

 

Дети последовательно осуществляют четыре выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (девочка) сказал (сказала)?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из семи картинок.

В ходе компьютерного тестирования должна фиксироваться частота выбора определённой картинки , см. таблицу 25.

Таблица 25

№ выборов Карта 1 Карта2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7
1 выбор            
2 выбор            
3 выбор            
4 выбор            
Сумма по столбцам

Обработка результатов.

1. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству выборов, отнесенных к тому или иному мотиву (определяется как сумма по каждому из столбцов таблицы).

2. Устойчивость мотива определяется выбором одного и того же мотива при ответах на все 4 вопроса. Устойчивым считается мотив, выбранный 3-4 раза, неустойчивым 1-2 раза.

3. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.