АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.Я. Курочкина

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

 

 

 

Воронеж 2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский государственный технический университет

 

 

Л.Я. Курочкина

 

 

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

 

Воронеж 2004

 

ББК 87.8+83.3(2)

 

Курочкина Л.Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные проблемы отечественной культуры: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. 244 с.

 

В учебном пособии рассмотрены теоретические проблемы учебного курса «Культурология»: полисемантичность понятия, основные функции и структура культуры, исторические этапы в характеристике культурологии. Выделены актуальные вопросы истории и теории отечественной культуры, определена ее периодизация, в зависимости от реальных процессов рассматриваются формирование и развитие различных сфер русской культуры и их взаимосвязь.

Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по гуманитарному направлению всех специальностей технического вуза, дисциплине «Культурология».

Издание может быть полезно студентам всех форм обучения, изучающих культурологию.

Библиогр.: 120 назв.

Научный редактор канд. филос. наук, доц. Э.С. Комиссарова

Рецензенты: кафедра систематической философии Воро-

нежского государственного университета

(зав. кафедрой д-р филос. наук, проф.

А.С. Кравец);

канд. филос. наук, доц. В.В. Глотова

© Курочкина Л.Я., 2004

© Оформление. Воронежский

государственный технический

университет, 2004

ВВЕДЕНИЕ

В число гуманитарных вузовских дисциплин включен курс «Культурология». В соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации курс предполагает освоение основных исторических этапов мировой и отечественной культуры, использование культурного наследия, знание школ, направлений и теории философии культуры. Введение этого курса определяется целым рядом положений как общеевропейского, так и национально-российского характера.

ХХ век явился свидетельством серьезных, порой тупиковых, противоречий, которые содержит духовная культура. Повторяя Освальда Шпенглера, современные исследователи определяют ее состояние как «кризисное», тем самым отмечая кризисную характеристику всех (в различной степени, но всех!) пластов и элементов культуры. Такое положение напрямую связано с обеднением личности, сужением ее ценностного пространства.

Процесс характерен для всего цивилизованного мира, но Россия переживает трагизм этой ситуации особенно. И это тоже закономерно: на протяжении века дважды произошла ломка традиционной целостной основы, составляющей стержень духовной культуры каждого народа. В качестве определенной альтернативы возникает требование гуманитаризации образовательных процессов высшей школы России.

Для студентов технического вуза такое требование имеет особый мировоззренческий смысл: им трудно осознать противоречия научно-технического прогресса, ведь именно науке и технике они посвящают свою разумную деятельность. Обращение к Н. Бердяеву – повод не только для дискуссии в студенческой аудитории технического вуза, но и основа для формирования собственной ценностной позиции: «человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная цивилизация. Это требование имеет тенденцию превращать человека в машину … Техническая цивилизация по существу своему имперсоналистична, она не хочет знать личности» /1, с.149/.

Для современного студента технического вуза характерна абсолютизация технологической деятельности, уход от значимости эстетических, религиозных, даже политико-правовых ценностей, чрезвычайное «сужение» содержания художественных ценностей и обеднение эстетического вкуса. Дело не только в предпочтении того или иного вида и жанра искусства и отсутствии в сфере личностного бытия идеалов этического характера – в личностном мировоззрении оказалось чрезвычайно ограниченной составляющая символического освоения мира.

В значительной степени названные проблемы призвана решать культурология. По-существу, цель этой учебной дисциплины – формирование «культурного пространства», основные направления которого реализуются «в обеспечении такой важной стороны воспроизводства поколений, как формирование личности Родителя, Работника, Гражданина» /2, с.4/.

Вопрос о культуре, как свидетельствует вся мировая и отечественная история, всегда выступает особенно остро и объемно в эпоху глобальных перемен, аналогичных той, в какой мы сейчас находимся. «На исторических перевалах, в эпохи кризисов и катастроф, приходится серьезно задумываться над движениями исторической судьбы народов и культур», - справедливо замечает Н. Бердяев /3, с.62/. Такой исторический перевал предстоит пройти России. В этой обстановке те, кому не безразличны судьбы Отечества, обращаются к культуре, ее ценностям, удивительной способности сплачивать людей для решения сложных, казалось бы, неразрешимых задач. Для нас в настоящее время культура – это не только возможность выживания России и народов, населяющих ее, но и создание подлинно гражданского общества.

Как учебная дисциплина культурология призвана преодолеть одно из самых страшных зол нашего времени – невежество. Последнее – это не столько отсутствие знаний, сколько проявление всей некультурности общества и человека. Это явление многогранно, но считаем необходимым обратить внимание на следующие формы проявления:

- состояние общей недоразвитости, выступающей как процесс «нормального», полузаторможенного развития;

- засилие чванства, спеси и одновременно лени, не позволяющих развивать не только общечеловеческие, но и национальные достижения в сфере науки и культуры;

- выражение низкопоклонства, выступающего пита-тельной почвой для возвеличения и обожествления «сильных» личностей, и одновременно – подавления «простых» людей, превращения их в «винтиков» социальной машины;

- способность удивительного противопоставления своей собственной страны, ее истории, культуры, науки всему человечеству, выражающегося либо в чрезмерном возвеличии, либо в гипертрофированном унижении.

Невежество – злой рок, антипод культуры. Лучшие умы человечества много раз предупреждали человечество о грозящей опасности, исходящей от этого явления. «Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий», - писал К.Маркс /4, с.112/. И задолго до этого – афоризм Цицерона: «Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная».

Невежество опасно во всей своей многоликости, но особенно опасно – политическое, поскольку оно связано с борьбой за власть; экономическое, поскольку непосредственно отражается на жизни народа и каждого человека; культурное, растлевающее самое ценное – основы бытия общества и личности. Но всегда оно выступает источником, «порождающим наибольшее число общественных бедствий» (Гельвеций). Преодоление невежества – главный смысл формирования гуманистических традиций современного российского общества. И в процессе этого формирования особая роль отводится культурологии.