ТЕМА. Класс насекомые (Insecta). Отряд таракановые (Blattoidea), вши (Anoplura), блохи (Aphaniptera)

ЦЕЛЬ: изучить морфофизиологические особенности родов класса насекомых (вши, блохи, тараканы, клопы), раскрыть их медицинское значение как важнейших переносчиков возбудителей заболевания человека и обосновать меры борьбы с ними.

Задачи:

1. Уметь характеризовать морфофизиологические особенности класса насекомых на примере черного таракана.

2. Знать классификацию насекомых по типу развития, размножения, питания и способам передвижения.

3. Уметь идентифицировать представителей класса насекомых по типу паразитирования (факультативный и облигатный, временный и постоянный, экто- и эндопаразитизм, яйцевой, эмбриональный и личиночный паразитизм).

4. Уметь характеризовать и идентифицировать особенности головной и платяной вшей – переносчиков сыпного и возвратного тифа.

5. Уметь идентифицировать блох – переносчиков чумы.

6. На основании знания жизненных циклов насекомых уметь обосновывать их медицинское значение, меры профилактики и биологические меры борьбы с переносчиками, первичные противоэпидемические мероприятия в очаге.

Мотивационная характеристика.Представители класса насекомые имеют важное медицинское значение для человека, так как они являются переносчиками или промежуточными хозяевами возбудителей заболеваний.

Видовая идентификация переносчиков позволяет установить клинический диагноз, пути распространения заболевания, определять специфику противоэпидемических мероприятий в очаге. Например, от продолжительности жизни вши зависит срок наблюдения в очаге; сроки вылупления личинок комнатной мухи определяют применение инсектицидов через каждые 3 дня в местах ее выплода.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) характеристику класса насекомых; б) морфофизиологическую характеристику класса таракановых, меры борьбы с ними; в) строение и жизненный цикл вшей – переносчиков сыпного и возвратного тифа и меры борьбы с ними; г) строение и жизненный цикл блох – переносчиков туляремии и чумы и меры борьбы с ними; д) облигатно- и факультативно-трансмиссивные заболевания; ж) учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний; з) латинские названия класса, отрядов и видов.

Теоретические вопросы:

1. Общая характеристика и классификация класса насекомые (Insecta).

2. Морфофизиологические особенности строения, размножения, развития и медицинское значение отрядов насекомых: а) таракановые (Blattoidea): таракан черный (Blatta orientalis) и рыжий (Bllatella germanica); б) вши (Anoplura): головная (Pediculus humanus capitis), платяная (P. humanus humanus), лобковая (Phtirus pubis); в) блохи (Aphaniptera): блоха человеческая (Pulex irritans); г) хоботные (Rhynchota): клоп постельный (Cimex lectularius).

Контрольные вопросы:

1. Какие стадии развития встречаются у насекомых?

2. Какие типы ротовых аппаратов встречаются у насекомых?

3. Как человек заражается возбудителями сыпного тифа?

4. Как блоха переносит возбудителей чумы и туляремии? Что такое «чумной блок»?

5. Почему насекомые не могут достичь крупных размеров?

6. Кто всегда побеждает в «войне» между черными тараканами и пруссаками и почему?