Изучение внешней среды
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:
- макроокружения;
- непосредственного окружения.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды нахождения туристского предприятия. Образует ее совокупность сил и факторов, оказывающих глобальное воздействие на рынок в целом и на каждую фирму в отдельности. В большинстве случаев факторы макросреды носят специфический характер по отношению к отдельно взятому предприятию. Однако каждое из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею. К макросреде можно только приспособиться. Каждое предприятие самостоятельно решает проблему адаптации, пытаясь усилить ее позитивное воздействие и нейтрализовать или хотя бы уменьшить последствия негативного влияния. Для создания барьеров на пути неблагоприятных сил и факторов макросреды необходимо выявить и проанализировать механизм их действия, а также возможные последствия.
Важнейшие характеристики факторов внешней среды туристского предприятия, которые необходимо учитывать и оценивать в процессе маркетинговых исследований, приведены в табл. 5.1. Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место в маркетинговых исследованиях туристского предприятия. При этом рассматриваются вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность достигает пика в 30—50 лет. Неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.
Характеристики факторов внешней среды туристского предприятия
Факторы | Важнейшие характеристики |
Демографические | Численность населения; размещение по территории страны (региона); степень урбанизации; плотность; миграционные тенденции; возрастная структура; рождаемость; смертность; количество браков и разводов; количество, структура и состав семей; этническая и религиозная структура |
Экономические | Уровень экономического развития страны; общехозяйственная конъюнктура; циклические и структурные кризисы; инфляция; валютные курсы; уровень доходов населения; структура населения по доходам; структура расходов; покупательная способность населения; продолжительность отпусков и каникул; уровень развития материально-технической базы туризма; экспорт (импорт) туристских услуг |
Природные | Природные ресурсы; климатические условия; использование ресурсов в процессе предоставления туристских услуг; дефицитность отдельных ресурсов; уровень загрязненности окружающей среды; экологическая ситуация |
Социально-культурные | Особенности культурных и нравственных ценностей общества; формы культуры; степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов; уровень образования населения; туристская подвижность населения; изменение стереотипов поведения; стиль жизни; экологизация мышления населения |
Научно-технические | Технологические изменения в туристской индустрии; внедрение современных информационных технологий в туризме и смежных отраслях; ужесточение требований к безопасности технологических нововведений |
Политико-правовые | Внешняя политика государства; экономическая политика государства; внутриполитическая стабильность; уровень преступности; военные конфликты; туристская по-татика государства; международное сотрудничество в об-1зсти экономики, культуры, спорта, туризма; туристские формальности; состояние законодательства, регулирую-цего хозяйственную деятельность в целом и туристскую з частности; охрана памятников истории и культуры, i также окружающей среды |
Самым быстрорастущим является рынок туризма людей пожилого возраста. Так, исследования, проведенные в 12 странах Европы, свидетельствуют, что к 2020 г. более 25 % населения в них будет старше 60 лет. В США 28 % от общего числа туристов приходится на путешественников зрелого возраста. Около 225 выезжающих в Европу канадцев составляют туристы в возрасте 55 лет и старше.
Демографические изменения затрагивают и структуру семей. Увеличивается число одиноких людей и бездетных пар. В некоторых крупных городах «одиночки» составляют до половины всего населения. Потребители такого типа отличаются материальной самостоятельностью, высоким уровнем образования, достаточно мобильны и предъявляют повышенные требования к уровню комфорта и качеству жизни. Они рассматриваются как перспективная целевая группа туристов. Так, всемирно известный «Средиземноморский клуб» специально для одиноких людей открыл пять туристских деревень (в Греции, Испании, Италии и Тунисе), куда семейные пары не допускаются. К группе демографических факторов относится и урбанизация, т.е. увеличение доли городского населения. Она является одной из основных предпосылок развития массовых форм туризма, т.к. степень выезда населения в туристские поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. Самый высокий уровень ее в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов. В пределах одной страны степень туристской активности городских жителей значительно выше, чем сельских. Основной предпосылкой развития массовых форм туризма во второй половине XX в. явилась потребность в отдыхе (связанная со сменой обстановки, с путешествием), вызванная перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на выезд в познавательные туристские поездки оказывает влияние также общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.
Экономические факторы не менее значимы, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы имеется потенциальных клиентов. Важно определить еще, сколько и каких услуг они могут приобрести. На платежеспособность населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать чрезвычайно высокую зависимость спроса на туристские услуги от уровня дохода. Так, исследования влияния уровня дохода на склонность к путешествиям позволили выявить несколько тенденций. Во-первых, возможность участвовать в туристском путешествии наступает лишь при определенном уровне дохода. Во-вторых, по мере роста дохода увеличиваются затраты на поездки. В-третьих, имеется определенная критическая точка роста расходов на путешествия в зависимости от дохода туриста.
Немаловажно также знать структуру распределения доходов между различными группами населения. При выборе для обслуживания определенного сегмента рынка фирма должна исходить из материального положения своих потенциальных клиентов. Кроме того, чрезвычайно важно исследовать структуру расходов потребителей. Это позволяет приблизительно определить долю расходов каждой группы населения на потребление туристских услуг.
Природные факторы не могут не сказываться на деятельности туристского предприятия, тем более что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, эти факторы являются важнейшим элементом побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион либо страну.
Природные факторы оказывают существенное влияние на сезонный характер туристского спроса. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными туристскими сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и так называемый мертвый сезон (октябрь—декабрь). На два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок в Европе. В межсезонье и мертвый сезон туристские потоки затухают и спрос на туристские услуги снижается до минимума. Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на потенциальную экономику и вынуждают туристские предприятия разрабатывать мероприятия по сглаживанию этих колебаний.
Маркетинг туристского предприятия находится также под воздействием социально-культурных факторов. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Социально-культурные факторы влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия. Поэтому последнее должно серьезно отслеживать возможные социально-культурные изменения и использовать их в практике маркетинга. Например, в настоящее время во многих странах люди стремятся больше свободного времени уделять занятиям спортом и отдыху. А это открывает новые перспективы для развития сферы туризма. Задача же маркетинга состоит в выявлении отмеченных и других тенденций в социально-культурной среде и ориентации на них деятельности фирмы.
Под влиянием социально-культурных факторов сформировался новый тип массового потребителя, отличающийся высокой информированностью, требовательностью к комфорту и качеству услуг, индивидуализмом, экологизмом сознания, спонтанностью решений, мобильностью, физической и умственной активностью на отдыхе, стремлением получать от жизни максимум впечатлений. В результате на мировом туристском рынке обозначились две тенденции — дробление отпускного периода и уменьшение продолжительности поездок (которые зато стали более частыми). У специалистов это явление получило название «путешествия с интервалами». Последние пользуются спросом в течение всего года, что позволяет в определенной мере решить одну из серьезнейших проблем системы туризма — сезонность туристских поездок. Кроме того, краткосрочные посетители несут более высокие расходы в расчете на один день пребывания в туристском центре, чем обычные туристы. [
«Путешествия с интервалами» будут определять характер туризма в III тысячелетии — к такому выводу пришла английская консалтинговая фирма «Ховат УК». По заказу Всемирной туристской организации (ВТО) она провела исследование динамики ^ свободного времени в 18 странах мира, на которые приходится 73 % всех туристских расходов. В результате выявлено, что путешественники XXI в. будут иметь более высокий уровень материального благосостояния, но испытывать нехватку времени. Отпуска сократятся до 3—4 дней, но возрастет частота перерывов на
отдых и интенсивность восстановления жизненных сил человека [4, с. 148].
Существенные изменения происходят и в форме отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже хотя и остается распространенной формой проведения отпуска, но все в меньшей степени характеризует поведение современного туриста, который проявляет повышенный интерес к быту, нравам, культуре другой страны. Одновременно растет осознание необходимости активного отдыха, смены впечатлений. Как отмечает французский ученый М.Бретон-Жирар, «современный турист обретает спортивные черты, становится искателем приключений. Он стремится постоянно превзойти себя, какими бы ни были его настроения и капризы природы, и меняется вместе со временем решительного поворота к природе. Отныне турист отправляется в путь в поисках независимости, развлечений и жизненной силы. Он отвергает обыденность, проявляя свою индивидуальность. Ему чужды формула членства и коллективное начало. Человек желает активного времяпрепровождения, физической деятельности для обретения формы. Он хочет убежать от толпы, но на короткое время, и попробовать вести непривычный образ жизни. Взрыв интереса к развлечениям и движению наиболее ярко иллюстрирует эту эволюцию».
Таким образом, под воздействием социально-культурных факторов особое значение приобретает специализированный туризм по интересам. Исходя из этого, туристские фирмы должны адресовать свой продукт конкретным целевым группам туристов. Усложнение потребностей туристов, их персонификация ведут к дальнейшей диверсификации туризма.
Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и улучшения обслуживания клиентов, способствуя совершенствованию средств массового производства туристских услуг (материально-технической базы в гостиничном хозяйстве, на транспорте, в бюро путешествий). Особо следует подчеркнуть внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего в настоящее время немыслима организация массовых туристских путешествий.
Научно-технический прогресс несет в себе не только огромные возможности, но и серьезные угрозы для фирмы. Любые
новшества грозят вытеснением устаревших технологий и методов работы, чреватым самыми неприятными последствиями. Так, несмотря на то что использование Интернета в белорусском туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туризм будет немыслим без соответствующих технологий электронного обмена информацией.
Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться в первую очередь для формирования ясного представления о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство планирует проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает туристскому предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При этом необходимо изучение законодательно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность в целом и туристский бизнес в частности.
В процессе маркетинговых исследований нецелесообразно. ограничиваться только лишь изучением содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты, как действенность правовой системы, сложившиеся в этой области традиции и процессуальную сторону практической реализации законодательства. Следовательно, туристской фирме необходимо учитывать мероприятия государственной власти, стремиться их прогнозировать и использовать в своих интересах.
Проводя исследования факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиальных момента.
Во-первых, все факторы макроокружения маркетинга взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе.
Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на - различные предприятия неодинакова и зависит от размеров последних, их территориального расположения, особенностей деятельности и т.д.
Кроме того, фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние, выявить те из них, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Целесообразно также знать внешние факторы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.
Непосредственное окружениепредставлено составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Основной составляющей непосредственного внешнего окружения туристской фирмы являются, безусловно, потребители. Их изучение позволяет лучше уяснить, в каких услугах они нуждаются в наибольшей степени, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов. Маркетинг не может «жестко» контролировать потребителей и не должен ими манипулировать. Он должен только чутко реагировать на перемены потребительского поведения, анализировать причины, их вызывающие, и предлагать соответствующие меры по корректировке деятельности предприятия.
Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты. Американский специалист в области маркетинга Дж. Пилдич в книге «Путь к покупателю» подчеркивает, что знать своих конкурентов, значит, не жалея времени и сил, скрупулезно изучать их. Это необходимо потому, что именно конкуренты задают те критерии, которые фирме предстоит достичь или превзойти.
Учитывая чрезвычайную важность, первые две составляющие непосредственного окружения внешней среды предприятия выделяются в самостоятельные направления маркетинговых исследований.
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов необходимым транспортом, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации (смежники), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании. К ним относятся:
· средства размещения;
· транспортные фирмы;
· экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов;
· посреднические туристские предприятия;
· торговые предприятия;
· предприятия общественного питания и т.д.
Существенное влияние на деятельность туристского предприятия оказывают контактные аудитории, представляющие собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на работу фирмы.
Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:
· финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финан
совые, страховые компании и другие финансово-кредитные
институты);
· средства массовой информации (пресса, радио, телевидение); « общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например жители курортной зоны);
· персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение к работе.
Кроме того, хороший имидж фирмы в глазах ее собственных работников благотворно воздействует и на другие контактные аудитории. Следовательно, от руководства туристского предприятия требуются усилия по улучшению информированности служащих о деятельности фирмы, стимулированию их труда, повышению социальных гарантий.
Задача маркетинговых исследований состоит в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также в поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.
Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой,' разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы бывают контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них. При этом следует учитывать, что внешняя среда характеризуется сложностью и динамизмом.
Сложность определяется тем, как много факторов внешней среды влияет на предприятие и насколько они схожи между собой.
Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно изменяется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым).
С учетом сложности и динамизма внешней маркетинговой среды можно выявить четыре типа ситуаций.
Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью, является наиболее благоприятной. В этом случае можно предположить, что внешняя среда не будет преподносить много «сюрпризов» и предприятие может успешно действовать в достаточно ясной ситуации.
Ситуация умеренной неопределенности является более напряженной. Высокая степень сложности внешней среды вносит элемент значительного риска, что подталкивает предприятие к большей альтернативности в действиях. Однако внешняя среда достаточно стабильна и не претерпевает частых серьезных изменений.