Конструкции хвостового отсека
Хвостовой отсек, переходной отсек первой ступени, служит для размещения двигателей, систем и агрегатов ДУ, а также для установки ракеты и восприятия нагрузок от стартового устройства и несет стабилизаторы, если они предусмотрены конструкцией.
Кроме того, хвостовой отсек на кормовом срезе снабжается приемлемой конструкцией огневой донной защиты, предотвращающей проникновение внутрь отсека горячих газов, исходящих из сопел двигателей и отражающихся от стартового устройства.
По форме корпус хвостового отсека может быть цилиндрическим или в виде усеченного конуса, расширяющегося или сужающегося к кормовому срезу ракеты. Он может иметь длину, обеспечивающую полное закрытие сопел, либо может быть укороченным, прикрывающим сопла лишь частично (рис. 5.16). Хвостовые отсеки в виде усеченного конуса, расширяющегося (сужающегося) к кормовому срезу ракеты, применяются в том случае, когда поперечный размер ДУ больше (меньше) диаметра корпуса ракеты. Кроме того, расширяющийся конический хвостовой отсек способен придать ракете достаточную степень статической устойчивости. В этом случае не требуется установки специальных стабилизаторов. Увеличение внешнего диаметра нижнего опорного шпангоута хвостового отсека повышает устойчивость ракеты на пусковом устройстве.
Рис. 5.16. Конструктивно-силовые схемы хвостовых отсеков, имеющих нормальную длину (а) и укороченных (б): 1 – корпус; 2 – силовая рама крепления ДУ; 3 – ДУ; 4 – стабилизаторы; 5 – донная защита
Контрольные вопросы к лабораторной работе № 2
1. Что может быть ПН [полезной нагрузкой]? Каково назначение ГО [головного обтекателя]? Когда он сбрасывается?
2. Какие существуют варианты названия верхней части ракеты, и для каких типов ракет какой вариант используется? На какие характеристики ракеты влияет ГЧ [головная часть]?
3. Перечислить требования к конструкции ГЧ.
4. Какую форму может иметь корпус ГЧ (рис. 3.1)?
5. Какая форма корпуса ГЧ лучше:
- для размещения ПН большого объема;
- по массе и габаритам;
- с точки зрения аэродинамического нагрева;
- с точки зрения аэродинамического сопротивления;
- для боевых ракет с точки зрения радиоотражательной способности и минимального ионизированного воздуха за ГЧ?
6. Рассказать про состав корпуса ГЧ (рис. 3.4).
7. Подробно рассказать про наконечник ГЧ.
8. Подробно рассказать про корпус ГЧ, т.е. про ГО.
9. Подробно рассказать про днище ГЧ.
10. Подробно рассказать про силовую оболочку корпуса ГЧ.
11. Рассказать про рис. 3.9.
12. Перечислить способы крепления створок ГО.
13. Какие отсеки относят к сухим? Что сухие отсеки представляют собой?
14. Какие классификации сухих отсеков РЛА существуют? Рассказать виды сухих отсеков по одной из классификаций (по заданию преподавателя).
15. Какие бывают сухие отсеки по месту расположения на РЛА? Рассказать про каждый вид подробно (можно использовать рисунки 5.2 – 5.4).
16. Рассказать про сухие отсеки с неподкрепленным корпусом (использовать рис. 5.5).
17. Рассказать про сухие отсеки стрингерной и лонжеронной конструкции (использовать рис. 5.6).
18. Рассказать про сухие отсеки монолитной конструкции (использовать рис. 5.7).
19. Рассказать про сухие отсеки гофрированной конструкции (использовать рис. 4.13).
20. Рассказать про сухие отсеки многослойной конструкции (использовать рис. 5.8).
21. Каково назначение переходных отсеков?
22. Какие бывают конструкции переходного отсека? (использовать рис. 5.12).
23. Каково назначение межбакового отсека? Рассказать про силовой набор корпуса межбакового отсека (рис. 5.14а).
24. Каково назначение хвостового отсека? Рассказать про форму и длину хвостового отсека (использовать рис. 5.16).