ТЕМА. Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс ракообразные (Crustacea) и паукообразные (Arachnoidea)
ЦЕЛЬ:изучить представителей классов ракообразных, паукообразных, особенно клещей, имеющих эпидемиологическое значение.
Задачи:
1. Зная морфологическую организацию классов ракообразных уметь характеризовать речного рака.
2. На основании знаний особенностей эволюции и морфофизиологической организации классов паукообразных уметь характеризовать представителей основных отрядов: скорпионы, паукообразные и клещи.
3. Уметь выявлять адаптивные признаки у клещей-инокуляторов (кровососущие клещи).
4. Уметь отличать иксодовых и аргасовых клещей.
5. Уметь обосновать медицинское значение классов ракообразных и паукообразных.
Мотивационная характеристика.Представители типа членистоногие имеют важное медицинское значение для человека.
Многие представители – ядовитые животные, природные резервуары, переносчики, возбудители заболеваний, а некоторые, например, из семейства ракообразные – промежуточные хозяева гельминтов. Среди переносчиков возбудителей заболеваний особое значение имеют клещи, вши, комары и блохи, переносящие возбудителей эпидемических заболеваний (тиф, чума, энцефалиты).
Видовая идентификация переносчиков позволяет установить клинический диагноз, пути распространения заболевания, определять специфику противоэпидемических мероприятий в очаге. Изучение особенностей морфологии и циклов развития членистоногих служит необходимой основой для последующего изучения симптоматики, диагностики, лечения и профилактики вызываемых ими заболеваний, проведения в необходимые сроки противоэпидемических мероприятий.
Задание для самоподготовки:
Знать: а) характеристику типа членистоногих; б) морфофизиологические особенности классов ракообразных и паукообразных; в) характеристику отряда клещей, представителей (таежный, собачий, дермацентор) и вызываемые заболевания, меры борьбы с ними; г) особенности строения аргасовых клещей (поселковый клещ) и распространяемые заболевания; д) трансовариальную передачу возбудителей заболеваний, ее значение; ж) отличительные особенности и медицинское значение скорпионов и пауков; з) латинские названия типа, классов и видов; и) трансмиссивные и природно-очаговые болезни.
Теоретические вопросы:
1. Общая характеристика и классификация типа членистоногих (Arthropoda).
2. Краткая характеристика представителей класса ракообразные (Crustacea). Медицинское значение.
3. Морфофизиологические особенности строения, размножения, развития и медицинское значение класса паукообразные (Arachnoidea).
4. Морфофизиологические особенности строения, размножения, развития и медицинское значение отряда клещи: а) семейство иксодовые клещи (Ixodidae): таежный (I. persulcatus) и собачий клещи (I. ricinus); дермацентор (Dermacentor marginatas); б) семейство аргасовые клещи (Argasidae): поселковый клещ (Ornithodorus papillipes); в) семейство акариформные (Acariformes): чесоточный зудень (Sarсoptes scabiei).
Контрольные вопросы:
1. У каких гельминтов циклоп – промежуточный хозяин?
2. В чем заключается трансовариальная передача возбудителей заболеваний у клещей?
3. Что такое облигатно- и факультативно-трансмиссивные заболевания?
4. В чем заключается противоклещевая профилактика?
5. Почему членистоногие имеют мелкие размеры?
6. Почему чесоточные зудни не локализуются на лице, в области шеи и лопаток?