ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ
Психология как наука
Под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего, возможны построение образа мира (так называемой научной картины мира) и обработка способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика) Основу науки составляют законы – открытые устойчивые связи между явлениями действительности, которые позволяют описывать, объяснять, предсказывать эти явления.
Законы формулируются в рамках теорий – систем взаимосвязанных взглядов, идей и принципов, объясняющих определенные наблюдения над реальностью.
Теории возникают на базе гипотез, предположений относительно явлений действительности и их связей между собой. Эти предположения всегда динамичны. Динамика гипотез определяется имеющимися знаниями. Кроме того гипотезы носят вероятностный характер, в связи, с чем в науке принято говорить о выявленной на сегодняшний день тенденции.
Изменение знаний приводит к пересмотру существующих теорий и даже отказу от них, за счет чего и осуществляется динамика науки, таким образом, развитие науки есть развитие и смена теорий.
Каждая наука имеет свой объект и предмет.
Объект – эта сторона реальности, на изучение которой наука направлена. Эта сторона реальности существует независимо от науки, как данность вне самого изучения.
Предмет – та часть объекта, которую изучает конкретная наука Предмет формируется вместе с наукой. Поэтому развитие науки есть ни что иное, как развитие ее предмета.
Термин "психология" введен в научный язык немецким ученым, учителем М.В. Ломоносова, Христианом Вольфом и в собственном смысле означает "наука о душе". В современной науке понятие "душа" используется редко; более научным считается понятие "психика". Иначе говори, психология понимается как наука о психике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе использующий ее достижения для оказания разнообразной помощи людям.
Объектом психологии является психика. Сложность и уникальность психики в том, что она как бы ускользает от непосредственного изучения, доказать ее существование как самостоятельной реальности весьма проблематично (ее нельзя непосредственно увидеть, ее невозможно измерить). В то же время для каждого из нас очевидно, что в любом человеке живут образы чувства, переживания, возникают мысли, т.е. есть некоторая особая реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю. Есть Солнце и есть мое представление о Солнце, есть переживания, связанные с ним, да и то, как я вижу Солнце – это не оно само, а нечто особенное. Есть Я и есть мое представление о самом себе, мое отношение к себе.
Иными словами, есть мир (вещи, события, другие люди и я сам) и есть то, как этот мир живет во мне и в других людях. Это мир психических явлений или субъективная реальность (психика), которая у каждого своя. Но если предположить, что она формируется по единым принципам, то можно постараться их обнаружить, т.е. вскрыть закономерности ее развития и существования.
Изучение закономерностей порождения и функционирования психической реальности и составляет предмет психологии.
Итак, психология – это наука, которая изучает конкретные факты, закономерности и механизмы развития и проявления психики.
Психика представляет из себя сложную систему – совокупность психических явлений. Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человекаесть человеческое сознание. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.
У животных психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.
Таким образом, сознаниеесть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя и поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, т.е. проявляя активность. Выступая как всеобщая характеристика живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и в силу своей специфичности получила название "деятельность".
Деятельность человека- сложное явление. Это общественно-историческая категория. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид- с другими людьми. Поэтому основное здесь - изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, складывающихся в данном обществе, на данной ступени исторического развития.
Индивид, личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид ( в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид"воплощена родовая принадлежность человека. Индивидомможно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.
Личностьюв психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Подобно тому, как понятия "индивид" и "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются "немыми", пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Познавательные процессы. Внимание. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. По своему происхождению и способам осуществления выделяют обычно два вида внимания: непроизвольное (пассивным, вынужденным) и произвольное (управляется сознательной целью).
Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности,существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие- отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятьюпонимают запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.
Информация, полученная индивидом из окружающего мира, позволяет представлять человеку не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.
Воображениекак основа всякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Методы психологических исследований. Методы- это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.
Лонгитюдный метод- это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
Сравнительный методзаключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый "сравнительно-генетический", получил в зоопсихологии и в детской психологии.
Эмпирические методы- наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
Экспериментальный метод- это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее: - исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.
Психодиагностические методы.Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово "тест" означает "проба" или "испытание". Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности!
К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоите получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: опрос ("лицом к лицу") - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; заочный опрос – (анкеты) предназначенные для самостоятельного заполнения,
Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.
Метод изучения продуктов деятельностишироко используется в исторической психологии, в детской психологии.
Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод.Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.
Контрольные вопросы и задания к первой главе
1.Что означает термин «психология»?
2.Дайте определение объекту и предмету психологии.
3.Дайте характеристику основных методов психологического исследования.