Иметь представления

- об «Истории экономических учений» как науке, её месте в системе научного знания,

- о перспективах развития экономических воззрений в 21 веке

- о понимании роли государства и предпринимательства в управлении и развитии общества.

 

Познание логики развития экономической мысли позволяет обеспечить понимание обусловленности экономических теорий, их взаимодействия, диалектического развития. ИЭУ обеспечивает "связь времён", преемственность экономических знаний, позволяет убедиться в "жизнеспособности" тех или иных теорий, отслеживая их рождение, становление, проверку временем. В этом случае экономическая теория предстаёт не как набор готовых истин, верных на все времена, а как живая, развивающаяся система знаний, где всё обусловлено не только исторически, но и взаимным влиянием элементов данной системы (т.е. системы экономических знаний), а так же всеми другими элементами глобальной системы - человеческого общества. ИЭУ помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций; позволяет осмыслить относительность экономических знаний.

Говоря о своеобразии методологии исследования ИЭУ, следует отметить важнейшую роль в нём исторического подхода. Он позволяет "вписывать" экономические теории в контекст экономической жизни, выявлять обусловленность экономических теорий, осуществлять их проверку временем. Исторический подход должен присутствовать при оценке теорий и их авторов: важно рассматривать любые идеи с позиции того времени, когда эти идеи зародились, важно отмечать то новое, что появилось в данных теориях по сравнению с предшествующими.

Не последнее место в совокупности методов занимает классовый подход. В этом отличие курса ИЭУ от экономической теории, где данный метод может привести к искажению истины (закон стоимости не меняется от точки зрения на него). В курсе же ИЭУ нас интересует не сама истина, а постижение её, которое во многом определяется социальной, классовой принадлежностью автора. Так, одна и та же ситуация начала XIX века по-разному оценивалась представителями буржуазии, выразителями идей пролетариата, защитниками интересов мелких производителей. Это определило одновременное наличие разных теорий, отражающих одну и ту же реальность.

Кроме классовой позиции такая ситуация может быть объяснена и национальной принадлежностью автора теории, его образованностью, личностными характеристиками, различными системами ценностей, различным менталитетом. Всё это многообразие факторов определяет форму экономического учения, всё это чрезвычайно важно и должно быть в зоне внимания исследователя ИЭУ. Наличие разнообразных точек зрения и трактовок позволяет глубже разобраться в ситуации и обеспечивает "объёмное" видение, в большей мере соответствующее не одномерной, а многомерной реальности.

Подводя итог сказанному, предмет истории экономических учений определяется следующим образом:

Это исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов основных классов в различных общественно-исторических формациях; генезиса и этапов развития прикладных экономических наук; зарождения и перманентного совершенствования методов познания экономической реальности в её объективной сущности и субъективном восприятии.

Этапы(алгоритмы) развития экономических теорий:

1. Возникновение/зарождение.

2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период нарастающих противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

1. Объективные потребности хозяйственной жизни.

2. Постепенно накапливающиеся социально-классовые противоречия и конфликты.

3. Противоречия в развитии самой теории.