Отжатие всасывающих клапанов.
4. Использование двигателей постоянного тока с регулированием частоты вращения и двухскоростных асинхронных двигателей.
5. Изменение частоты вращения электродвигателя с помощью преобразователя частоты (ПЧ). ПЧ выпрямляет переменный ток из сети в постоянный ток, после чего постоянный ток преобразуется в переменный ток с переменной амплитудой и частотой. Таким образом, двигатель обеспечивается регулируемым напряжением и частотой, что позволяет регулировать частоту вращения стандартных трехфазных двигателей переменного тока. ПЧ обеспечивают оптимальную температуру в любых условиях, плавно регулируя скорость вращения компрессора с помощью микропроцессорной техники. Компрессор в момент запуска работает при повышенной скорости вращения, в результате чего быстро достигается заданная температура, и компрессор постепенно переходит в низкоскоростной режим работы, экономя энергию. Плавная регулировка скорости вращения компрессора приводит к снижению потребляемой энергии и к стабильности температуры без ее неприятных крутых колебаний.
6. Байпасирование (перепуск газа с нагнетания на всасывание рис. 12.6) Регулирование производительности холодильной установки простым перепуском газа высокого давления на всасывание компрессора Км осуществляется с помощью регулятора производительности KVC фирмы «Данфосс». Регулятор, демпфируя пульсации, работает в широком диапазоне регулировки производительности. В схеме байпасирования с впрыском жидкого хладагента вентиль устанавливают так, чтобы впрыск дополнительного количества хладагента происходил из жидкостной магистрали. При использовании схемы с одним испарителем (рис. 12.6, в) возможен вариант, при котором хладагент будет подаваться в магистраль
перед испарителем при поступлении сигнала из всасывающей магистрали компрессора о снижении количества поступающего хладагента.
Регуляторы производительности (перепуск горячего газа) СРСЕ фирмы «Данфосс» применяются для приведения производительности компрессора в соответствие с фактической нагрузкой испарителя. СРСЕ монтируется в байпасной линии между сторонами низкого и высокого давления холодильной установки. Горячий газ вводится между испарителем и ТРВ. Ввод должен осуществляться через смеситель жидкость — газ LG, который обеспечивает однородность смеси жидкости и горячего газа.
К достоинствам такого регулирования относятся:
высокая точность управления;
увеличение скорости газа в испарителе, а следовательно, улучшение возврата масла в компрессор;
защита испарителя от слишком низкой температуры кипения.
В кондиционерах фирмы SANYO используется принципиальная схема байпасирования, приведенная на рис. 12.7.
В любом случае использование байпасного вентиля будет приводить к уменьшению холодопроизводительности системы.
6. Регулирование давления конденсации
Конденсаторы с водяным охлаждением.
Для регулирования подачи охлаждающей воды на конденсатор служат водорегулирующие вентили ВРВ. Они работают в зависимости от изменения давления конденсации. При повышении давления конденсации (ВРВ через штуцер присоединяется к конденсатору) расход воды увеличивается и, наоборот, при падении давления подача воды автоматически уменьшается. В некоторых случаях вентили имеют дополнительные контакты, которые разрывают электрическую цепь и выключают компрессор при чрезмерном повышении давления конденсации.
Чувствительным элементом ВРВ (рис. 12.17) является мембрана или сильфон, которые под давлением паров хладагента прогибаются и заставляют связанный с ними клапан открывать проходное сечение прибора.
Конденсаторы с воздушным охлаждением.
Когда компрессорно-конденсаторный агрегат расположен на улице, то при работе холодильной установки в холодное время года возникают трудности, связанные с понижением давления конденсации (хладагент прекращает циркулировать по системе) и температуры картера компрессора (а следовательно, масла).
Способы поддержания давления конденсации парокомпрессионных холодильных машин с воздушным охлаждением конденсатора при пониженной температуре охлаждающего воздуха:
1. Путем отключения вентиляторов конденсатора.
2. Двигателями с инверторным управлением, позволяющие плавно менять скорость вращения вентилятора, соответственно регулируя расход охлаждающего воздуха и давление конденсации.
3. Путем подтапливания части теплообменной поверхности конденсатора жидким хладагентом.
4. Регулирование давления конденсации с помощью введения неконденсирующегося газа (например, азота) в конденсатор.
Регулирование давления конденсации путем заполнения части конденсатора жидким хладагентом позволяет поддерживать работу холодильной системы, когда традиционные способы (регулятор скорости вращения вентиляторов и др.) недостаточны.
В магистралях высокого давления устанавливают регуляторы давления конденсации хладагента, преимущества последних заключаются в следующих возможностях:
- Поддержания постоянного давления в ресивере;
- Расположения конденсатора и ресивера на одном уровне;
- Применения в холодильных системах холодопроизводительностью до 100 кВт (при использовании регуляторов с изменяемой настройкой) и до 73 кВт (с неизменяемой настройкой);
- Работы без обратного клапана, так как система регуляторов предотвращает возврат хладагента в конденсатор.
При значительном снижении температуры окружающего воздуха снижаются температура и давление конденсации, уменьшается (пропорционально квадратному корню из разности давлений) пропускная способность ТРВ и в испаритель поступает недостаточное количество хладагента, что приводит к понижению давления всасывания.
Основная проблема возникает при запуске системы: компрессор не может запуститься даже тогда, когда количество хладагента в системе достаточное.
Для решения указанных проблем использует два метода контроля давления:
1. Регулируемый (с применением комбинации регуляторов NRI + NRD)
2. Нерегулируемый (с использованием регулятора NROA).
Работа регуляторов давления конденсации основана на следующем принципе. При понижении давления конденсации они удерживают жидкий хладагент в конденсаторе, часть теплообменной поверхности конденсатора при этом не участвует в процессе теплообмена, и давление конденсации увеличивается.
1. Регулируемый способ.
Регулятор NRI (рис. 12.18) используют для регулирования давления на входе («до себя»). Настройка регулятора определяется силой натяжения пружины. Он реагирует только на изменение давления конденсации. При повышении давления на входе (давление конденсации) клапан регулятора открывается. Если же температура окружающего воздуха понижается, то давление конденсации падает. При этом клапан регулятора закрывается, регулируя давление конденсации.
Регулятор NRD (рис. 12.19) представляет собой дифференциальный клапан, который реагирует на разницу давлений. Он используется совместно с регулятором NRI. Когда регулятор NRI закрыт, возникает разность давлений на входе и выходе регулятора NRD, установленного на обходной линии конденсатора. При достижении разности давлений в 1,4 бар NRD начинает открываться, перепуская горячие пары в жидкостную линию. Регулятор NRD будет полностью открыт при разности давлений 2 бар.
В результате совместного действия регулятора NRI и дифференциального клапана NRD поддерживается постоянное давление в ресивере, необходимое для нормальной работы холодильной системы. Так как NRI имеет регулируемый диапазон 4,5... 15,5 бар, его можно использовать на всех хладагентах. Давление настройки для R22 составляет 14 бар. Регулятор NRI расположен на жидкостной линии между конденсатором ресивером (рис. 12.20).
2. Нерегулируемый способ.
Регулятор NROA (рис. 12.21) с неизменяемой настройкой при низких температурах наружного воздуха, когда давление конденсации понижается до давления настройки, задерживает поток жидкого хладагента в конденсаторе. В результате давление конденсации повышается. В то же время он регулирует поток горячих паров, идущих в ресивер, минуя конденсатор.
Давление на выходе (давление в ресивере) есть контролируемое давление, на которое реагирует регулятор. Сила, действующая сверху на диафрагму и противодействующая силе контролируемого давления, создается давлением находящегося в замкнутом объеме специально подобранного вещества. Эти две силы являются действующими силами регулятора, которые контролируют давление на выходе.
Регулятор NROA сочетает в себе функции NRI и NRD. Он более компактен и дает возможность устанавливать конденсатор и ресивер на одном уровне. При изменении температуры наружного воздуха соответственно изменяются давление конденсации и давление в ресивере. С уменьшением давления в ресивере регулятор NROA прикрывает отверстие для прохода потока жидкого хладагента из конденсатора.
При прохождении горячих паров частично через вентиль NRD или NROA температура чувствительного элемента поддерживается на должном уровне и вентиль хорошо функционирует при температуре наружного воздуха -40 °С и ниже.
Входной патрубок регулятора NROA позволяет присоединить к обходной линии конденсатор, что значительно упрощает монтаж. Основные патрубки 1 и 6 (см. рис. 12.21) регулятора NROA расположены на жидкостной линии между конденсатором и ресивером (рис. 12.22), тогда как основной патрубок 5 (см. рис. 12.21) — на линии отбора горячих паров.
При низких температурах наружного воздуха давление в ресивере падает до тех пор, пока его значение не приблизится к контрольной точке регулятора NROA (заводская настройка). Основное проходное отверстие регулятора прикрывается, ограничивая поток жидкого хладагента из конденсатора, что приводит к повышению давления конденсации, и NROA выполняет функции регулятора NRI. Так как давление в ресивере и давление в конденсаторе должны быть идентичны, то NROA выполняет и функцию регулятора NRD, который расположен на обходной линии конденсатора. Регулятор NRD работает на открытие и закрытие, тогда как регулятор NROA дросселирует и пропускает ограниченное количество хладагента для достижения разности между давлениями в конденсаторе и ресивере, которая не должна превышать 1,4 бар (140 кПа).
Горячие пары, проходя через обходную линию, подогревают холодную жидкость, идущую к ресиверу. Так как жидкость поступает в ресивер теплой и под достаточным давлением, это гарантирует нормальную работу регулирующего вентиля (ТРВ). Обычно его настройка должна быть эквивалентна давлению конденсации при температуре конденсации 38 °С или давлению в ресивере при температуре 32 °С. Желательно, чтобы входные патрубки регуляторов были одного диаметра с выходными патрубками конденсатора.
Во всех регуляторах высокого давления установлен сетчатый фильтр на входе. Компоненты холодильной системы (компрессор, испаритель, конденсатор, ресивер) могут быть установлены в различных позициях по отношению друг к другу. Регуляторы высокого давления будут хорошо работать в случае установки ресивера на одном уровне или ниже конденсатора. Для гарантии быстрого запуска системы ресивер должен быть расположен в теплом месте. Если компрессорно-конденсаторный агрегат, имеющий в своем составе ресивер, находится снаружи, то при низких температурах возможны некоторые трудности при запуске, особенно когда система долгое время не работала. Одно из решений этой проблемы — установка реле времени в комбинации с реле низкого давления. Реле времени должно позволить компрессору работать приблизительно 2 мин для увеличения давления в ресивере до значения, необходимого для нормальной работы ТРВ. Другое возможное решение — подогрев ресивера. Нагреватель должен быть установлен в электрической цепи параллельно с подогревателем картера, так как он должен включаться в работу тогда, когда компрессор не работает.
Регулирование давления конденсации с помощью введения неконденсирующегося газа (например, азота) в конденсатор(рис. 12.23) не приводит к перераспределению хладагента в системе, поэтому испаритель работает эффективнее.
В этом случае в контур парокомпрессионной холодильной машины при понижении давления в конденсаторе вводится определенное количество неконденсирующегося газа. Накапливаясь в конденсаторе, он повышает давление в нем на величину собственного парциального давления, а также за счет того, что уменьшается эффективная теплообменная поверхность. При этом увеличивается
перепад давлений на расширительном устройстве до значения достаточного для нормального питания испарителя хладагентом.
Холодильная машина включает в себя: компрессор, конденсатор, расширительное устройство, испаритель, емкость неконденсирующегося газа, запорный вентиль СВ1 (соленоидный вентиль), линию отвода неконденсирующегося газа с запорным вентилем СВЗ, линию подачи неконденсирующегося газа с запорным вентилем СВ4, линию охлаждения отводимой смеси с запорным вентилем СВ2, линию слива хладагента из емкости, устройство управления, реагирующее на изменение давления в конденсаторе.
Холодильная машина работает по классическому циклу. В установившемся режиме давление в конденсаторе, измеряемое датчиком давления управляющего устройства, соответствует заданному. При значительном понижении температуры воздуха, охлаждающего конденсатор, падает давление конденсации и уменьшается перепад давлений на расширительном устройстве, вследствие чего уменьшается расход хладагента и холодопроизводительность машины. В этом случае по сигналу датчика давления управляющего устройства порция неконденсирующегося газа из емкости через СВ4 подается в контур циркуляции хладагента на сторону низкого давления. Неконденсирующийся газ сжимается в компрессоре вместе с хладагентом и попадает в конденсатор, где накапливается. При этом давление в конденсаторе повышается. Увеличивается перепад давлений между сторонами всасывания и нагнетания. Вследствие этого увеличивается расход хладагента через регулирующее устройство, обеспечивая необходимую холодопроизводительность. При дальнейшем понижении температуры воздуха, охлаждающего конденсатор, в контур циркуляции хладагента подается следующая порция неконденсирующегося газа.
При повышении температуры воздуха, охлаждающего конденсатор, необходимо вернуть неконденсирующийся газ обратно в емкость.
По сигналу датчика давления управляющего устройства закрывается вентиль СВ1 и открывается вентиль СВ2, при этом хладагент после регулирующего устройства проходит через емкость неконденсирующегося газа, охлаждая ее. Кратковременно открывается вентиль СВЗ и перепускает порцию смеси неконденсирующегося газа и парообразного хладагента в емкость. При этом пары хладагента, попавшие в емкость из конденсатора, сжижаются. Через клапан хладагент из емкости неконденсирующегося газа возвращается в контур холодильной машины. Вентиль СВЗ закрывается и открывается вентиль СВ1, машина работает в обычном режиме. При дальнейшем повышении температуры воздуха, охлаждающего конденсатор, процедура повторяется. В теплый период года, когда температура воздуха, охлаждающего конденсатор, достаточно высока для нормальной работы машины, весь неконденсирующийся газ отводится в емкость, а управляющее устройство отключается. Предлагаемый способ регулирования может быть применен вместе с устройством, отключающим частично или полностью принудительный обдув конденсатора охлаждающим воздухом.