Типологизация ценностей.

 

1. Общее понятие ценности.

Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания - аксиологии (от греч. άξία - ценность и λογος - слово, учение). Это название ввели в начале ХХ века французский философ П. Лапи и немецкий философ Э. Гартман.

Хотя ценности (добро, истина, красота, справедливость и т.п.) всегда были предметом философского размышления, начиная с античности, но "проблема ценностей" как самостоятельная философская проблема возникла не так давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время не были отделены др. от друга, не составляли самостоятельные области философского исследования. В известном смысле внимание к проблеме ценности в европейской философии было инициировано мироощущением, характерным для христианства. Разделение мира, "космоса" на профанный и сакральный, утверждение притягательности мира священного, сакрального как сосредоточения благого, его обращённость к человеку формировали систему точек отсчёта, жизненных ориентиров, целей. Но только в концу XVIII в. с появлением кантовских "критик", в которых мир в его данности человеку и мир сам по себе оказались объектами приложения различных человеческих способностей, аксиология получила основу для самостоятельного существования.

В античной философии основными ценностями считались добро и справедливость. При этом уже античными философами осуществлялись различные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Так, Аристотель делил ценности на абсолютные (человек, добро, справедливость, мужество) и относительные – в зависимости от пола, возраста, характера и т.д. Средневековые ценности были освящены церковью. Эпоха Возрождения отмечена ценностями и идеалами гуманизма. Для Канта высшей ценностью стал человек, которого необходимо рассматривать как цель и никогда лишь как средство для достижения каких-либо целей. Гегель же различал ценности экономические и духовные, связанные со свободой духа и зависящие от конъюнктуры рынка.

В аксиологии как самостоятельной области философского сознания в настоящее время выделилось несколько концепций:

- натуралистический психологизм (Дж. Дьюи исходит из того, что ценности – это объективные факторы, способствующие удовлетворению биологических и психологических потребностей человека);

- аксиологический трансцендентализм (Г. Риккерт считал, что ценностью является бытие идей, таких как добро, истина, красота, имеющих самодостаточное значение и выступающих как цель целей, как идеал, носителем которых является «сознание вообще»);

- персоналистический онтологизм (Мейлет считал, то ценности по своему характеру объективны и образуют онтологическую основу личности);

- культурно-исторический релятивизм (В. Дильтей придерживался идеи аксиологического плюрализма, наличия множества равноправных ценностных систем);

- социологическая концепция (М. Вебер в своей «понимающей социологии» рассматривал ценности как нормы, имеющие определенную значимость для социального субъекта).

Все представленные выше концепции отражены в современной аксиологии: прагматики рассматривают ценности как предметы, приносящие пользу, другие – как норму, третьи – как идеал, четвертые – все то, что значимо для человека. При этом значимость сопоставляется с должным, целевым, смысловым основанием.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности, то, что отличает человека от животного. Отличие человека от других живых существ можно определять по многим признакам: прямоходящее существо, обладающее сознанием; способное к чувству стыда; владеющее членораздельной речью; использующее символы; производящее орудия и т.д.

Введем еще одно отличие человека, чтобы получить отправной пункт для нашей темы. Человек в своих действиях ориентируется на должное, на то, как должно быть. Например, когда мы изготовляем какую-то вещь, мы заранее знаем, какой она должна быть, т.е. имеется мысленный образец. Наши поступки и дела определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, в зависимости от того, соответствуют ли они тому, какими они должны быть.

Итак, человеческие действия всегда ориентируются, сознаем мы это или нет, на образцы и нормы, идеалы, часто весьма абстрактные: прекрасное как таковое, добро как таковое и т.д. Это и означает, что человеческие действия всегда ориентированы на ценности. В то же время мы оцениваем через соответствие или несоответствие норме и идеалу не только поступки и действия людей, но и природные явления и предметы. Мы рассматриваем вот этот пейзаж как прекрасный, а вот этот как наводящий уныние; жаба безобразна, а олень грациозен и поэтому прекрасен; нефть - ценное ископаемое, а в нагромождении песка от горизонта до горизонта в пустыне Сахара мало приятного.

Может возникнуть неверное представление, что соответствие или несоответствие идеалу или норме - это свойство вещей самих по себе, самих природных явлений. Например, золото, алмазы, жемчуг в силу своих химических и физических свойств есть ценность, богатство и сокровище. В действительности природные явления и предметы имеют ценностные характеристики не сами по себе, они их приобретают, лишь попадая в сферу человеческих отношений. Вне человеческих отношений эти предметы ценностно нейтральны. Сама по себе жаба ни плоха, ни хороша, она лишь целесообразна с точки зрения условий, в которых она живет. И бессмысленно обсуждать вопрос, прекрасен ли пейзаж или прекрасна ли радуга, когда никто их не созерцает.

Сформулируем важную мысль: мир для проявления всей полноты своих свойств, в том числе свойств ценностных, нуждается в созерцающем его человеке. Сделаем уточнение. Чтобы быть ценностью, т.е. чтобы быть прекрасным или быть благом, вещи и предметы, конечно же, должны обладать определенными, не зависящими от человека свойствами. Например, нефть, чтобы быть ценным ископаемым, должна объективно, т.е. на самом деле, содержать в себе массу определенных веществ; в пейзаже, чтобы он был прекрасным, должны быть соизмеримость с человеческим масштабом и гармония. В этом смысле в ценности присутствует объективный элемент, независимый от человека. Но, с другой стороны, вещи начинают что-то значить, становятся прекрасными или безобразными, благом или бесполезными, лишь попадая в сферу человеческих отношений, т.е. в сферу субъективного. В этом смысле ценность выступает субъективной категорией.

Таким образом, ценность есть единство объективного и субъективного. Но ведущей в этом единстве является субъективная сторона, определяющим здесь является должное с человеческой точки зрения. Дадим определение ценности. Ценность - это общезначимый вид межчеловеческих отношений, реализующийся через норму и идеал.

Таково предварительное представление о ценностях как особом подходе к окружающему миру и человеку. Теперь мы должны двинуться дальше и посмотреть те проблемы и парадоксы, которые связаны с ценностным восприятием мира и человека.