Ответы на задания блока В

Задание В1. Й. Хёйзинга – «Осень средневековья» (а-3); Ж. Ле Гофф – «Цивилизация средневекового Запада» (б-4); А.Я. Гуревич – «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (в-2); Ж. Дюби – «Европа в Средние века» (г-1).

Задание В2. В западноевропейской средневековой культуре принято выделятьследующие социокультурные слои: монастырский (культура духовенства) – замковый (рыцарский) – городской (бюргерский) – народный.

Задание В3. Меровингский стиль – «Каролингское возрождение» – романский стиль – готический стиль (г, в, а, б).

Задание В4. Труверы – поэты-певцы средневековой Северной Франции (а-2); миннезингеры – Германии (б-3); трубадуры – Южной Франции (в-1).

Задание В5. Индульгенция – даруемое церковью освобождение от наказания за грехи (а-3); интердикт – отлучение от церкви (б-4); инквизиция – церковный трибунал (в-1); целибат – обет безбрачия духовенства (г-2).

Задание В6. «Песнь о Роланде» появилась во Франции (а-2); «Песнь о Нибелунгах» – в Германии (б-1); «Песнь о Сиде» – в Испании (в-4); «Старшая Эдда» – в Исландии (г-3).

Задание В7. Возведение собора св. Софии в Константинополе Исидором из Милета и Анфимием из Тралл (532–537 гг.) – эдикт Льва III Исавра о запрете почитания икон (730 г.) – захват и разграбление Константинополя крестоносцами (1204 г.) – Палеологовское возрождение (с 1261 г.) (а, в, г, б).

Задание В8. Наибольшее развитие в Византии получили такие виды изобразительного искусства как фреска, иконопись, мозаика и книжная миниатюра.

Задание В9. Мусульманское летоисчисление ведется от хиджры – переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Ясриб (Медину) в 622 г. н.э.

Задание В10. Намаз – ежедневная пятикратная молитва (а-2); хадж – паломничество в Мекку для поклонения мусульманским святыням (б-1); Сунна – священное предание, объясняющее и дополняющее Коран (в-3); закят – благотворительный налог (г-4).


Блок С

С1. «Уникальной языковой чертой, (...), является исключительная роль латинского языка. Этот язык, который, по меньшей мере с VI в., ни для кого уже не был родным, оказался более распространен, чем любой из живых языков; на нем свободно говорили все служители церкви (...) Вдобавок это был единственный язык культуры: любое серьезное обучение велось на латинском языке. Человек не мог считаться образованным, если он не знал латыни».

 

1. Для какой культуры было характерно явление, о котором идет речь в приведенном отрывке?

2. Какие культурные институты, кроме латинского языка, обеспечивали единство этой культуры?

3. Перечислите другие отличительные черты данной культуры.

4. Какой культурно-исторический период предшествовал данной культуре и какой за ней следовал?

 

С2. «В XIII веке наступает расцвет искусств, в частности, архитектуры. Готическое искусство, называемое также французским, распространилось по всей христианской Европе, начиная с Северной Франции (...) Это новое искусство, сильно отличавшееся от романского, оказалось, во-первых, ответом на возрастание численности населения – теперь требовались более просторные церкви – и, во-вторых, на глубокие перемены во вкусах. Помимо более значительных размеров сооружений, готика отличается стремлением к вертикали, к свету и даже к цвету. Разные города – потому что готика является стилем гораздо более городским, чем романский, – соперничают в дерзновенности и красоте проектов готических построек, из которых главными оказываются соборы. Этот период Жорж Дюби называл "эпохой соборов". Родилась Европа гигантизма и безмерности. Все выше – кажется, таков был лозунг готических архитекторов».

 

1. Укажите хронологические рамки распространения романского и готического стиля в архитектуре средневековой Европы.

2. Назовите отличия готического стиля от романского.

3. Откуда произошло название «готика»?

4. Влияние каких традиций прослеживается в романском и готическом искусстве?

 

С3. «Средневековье узнало лишь то из античной культуры, что оно получило от Поздней империи, которая настолько перемолола, упростила и разложила греко-римскую литературу, мысль и искусство, что варваризированному Раннему Средневековью легко было их усвоить. Ученые раннего Средневековья позаимствовали программу образования (...) у карфагенского ритора Марциана Капеллы, который в начале V века определил семь свободных искусств в поэме «Бракосочетание Меркурия и Филологии». Они искали познаний в географии не у Плиния или Страбона (...), а у посредственного компилятора III в. (...) Юлиана Солина, который передал Средневековью картину мира, населенного чудесами, чудовищами и дивами Востока. Воображение и искусство от этого, правда, выиграли, но наука несла убытки. (...) Позднеантичные риторы и компиляторы научили средневековых людей обходиться крохами познаний. (...) Это была культура цитат, избранных мест и дигест».

 

1. О какой «программе образования» идет речь в данном отрывке?

2. Где и когда возникли первые европейские университеты?

3. Какие факультеты существовали в средневековых университетах?

4. Почему автор отрывка называет средневековую европейскую культуру «культурой цитат»?