Ответы на задания блока В

Задание В1. Согласно креационистской концепции, умение создавать культуру даровано человеку божественными силами (а-2); согласно космологической, появление культуры обусловлено воздействием особых внеземных факторов (б-3); сторонники натуралистической концепции утверждают, что культура является естественным результатом человеческой эволюции (в-1); сторонники психоаналитической – что культура появилась при подавлении первичных инстинктов (г-4).

Задание В2. Сигнификативная функция – обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов (а-4); аксиологическая – формирование ценностных ориентаций (б-3); гносеологическая – получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира (в-2); креативная – освоение и преобразование мира (г-1).

Задание В3. Регулятивная функция – выработка общезначимых образцов и норм поведения (а-4); интегративная – создание единого культурного поля (б-3); адаптивная – выработка механизмов приспособления к природной среде (в-1); коммуникативная – создание средств и механизмов общения между людьми (г-2).

Задание В4. Трансляционно-информативная функция – передача опыта и знаний предшествующих поколений (а-1); функция социализации – воспроизводство человека как члена общества (б-2); компенсаторная – создание форм отдыха и психической разрядки (в-3).

Задание В5. Согласно ценностному подходу, культура – это совокупность лучших творений человеческого духа (а-1); согласно антропологическому, она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы (б-2); при семиотическом подходе культура представляется как социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью знаковых средств (в-4); при деятельностном – как способ взаимодействия человека со средой (г-3).

Задание В6. Мифология – целостное, одушевляющее природу восприятие мира (а-4); искусство – образно-символическое воспроизведение действительности (б-1); наука – сфера получения объективных знаний о мире (в-2); мораль – совокупность норма и правил поведения (г-3).

Задание В7. Субкультуры формируются на основе этнических, конфессиональных, политических, социальных, профессиональных, возрастных, половых, медицинских, досуговых различий.

Задание В8. Элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их называют контркультурами (антикультурами).

Задание В9. Трансляционный уровень культуры включает в себя сферу образования, средства массовой коммуникации (а-1); обыденный – повседневные навыки, домашнее хозяйство (б-3); специализированный – науку, право, искусство (в-2).

Задание В10. Культурные архетипы нельзя рационально осмыслить и адекватно выразить в языке, а также они недоступны непосредственному наблюдению (а, д).

Блок С

С1. «С точки зрения зоологии культура – лишь средство для поддержания жизни определенного биологического вида, механизм обеспечения человека пропитанием, укрытием, средствами защиты и нападения, приспособлением к космической среде и воспроизводством. Но для того, чтобы удовлетворить эти потребности человека, требуется энергия. Поэтому первоочередной функцией культуры становится извлечение энергии и употребление ее на пользу человека. Энергию извлекают и используют при помощи технологических средств. (...) Таким образом, функционирование культуры как целого определяется необходимым для этого количеством энергии и тем, каким образом она используется».

 

1. Какой критерий в развитии культуры является главным по мысли автора данного отрывка?

2. Как определить уровень развития культуры, исходя из данного критерия? Какую культуру можно считать более развитой, а какую – менее развитой?

3. Какому культурологу принадлежат высказанные в тексте идеи?

4. Какие этапы в развитии культуры выделял автор на основании вышеупомянутого критерия?

 

С2. «Культура, прежде всего, – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу».

 

1. Какой теоретический подход к культуре отражен в данном определении?

2. Назовите представителей этого подхода в культурологии.

3. В чем заключается «символическая природа» культуры?

4. Как называется наука, изучающая знаковые системы в культуре?

 

С3. «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории (...) я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, собственную смерть. У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают и увядают и никогда не повторяются. (...) Эти культуры, живые существа высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле».

1. Назовите автора данного отрывка и произведение, из которого взят фрагмент.

2. Сторонником какого теоретического подхода к анализу историко-культурного процесса он является?

3. Какую роль в становлении культур автор отводит «ландшафту»?

4. Какие этапы в своем развитии проходит каждая культура, согласно воззрениям этого исследователя?