Ответы на задания блока В

Задание В1. Морфология культуры – это изучение типичных культурных форм и структур (а-1); аксиология – изучение системы ценностей в культуре (б-2); культурная семантика – изучение знаков, образов и языков культуры (в-3).

Задание В2. Н.Я. Данилевский – «Россия и Европа» (а-3); О. Шпенглер – «Закат Европы» (б-2); А.Дж. Тойнби – «Постижение истории» (в-1); К. Ясперс – «Смысл и назначение истории» (г-4).

Задание В3. Й. Хёйзинга – «Человек играющий» (а-3); Э. Тайлор – «Первобытная культура» (б-1); Л. Уайт – «Наука о культуре» (в-2); Э. Фромм – «Психоанализ и религия» (г-4).

Задание В4. «Осевое время» – К. Ясперс (а-3); цивилизация как смерть культуры –О. Шпенглер (б-4); культурно-исторические типы – Н.Я. Данилевский (в-2); «вызов» и «ответ» – А.Дж. Тойнби (г-1).

Задание В5. З. Фрейд – психоаналитический подход (а-2); А.Л. Уайт – неоэволюционизм (б-3); Н.Я. Данилевский – цивилизационный подход (в-4); Б. Малиновский – функционализм (г-1).

Задание В6. Культура – это семиосфера – Ю.Лотман (а-3); культура – это игра – Й. Хёйзинга (б-1); культура – это совокупность архетипов – К.Г. Юнг (в-2).

Задание В7. Согласно теории З. Фрейда, творчество является продуктом сублимации первичных инстинктов, а культура представляет собою систему норм и запретов (б, г).

Задание В8. И.Г. Гердер (1744–1803) – Э. Тайлор (1832–1917) – А.Л. Уайт (1900–1975) – О. Тоффлер (1928–... ) (б, в, а, г).

Задание В9. «Россия и Европа» (1871) – «Закат Европы» (1918–1921) – «Наука о культуре» (1949) – «Третья волна» (1980) (б, а, в, г).

Задание В10. Герменевтический – метод истолкования и понимания письменных источников (а-2); эволюционный – метод изучения культуры как поступательного развития от низших стадий к высшим (б-1); диахронический – метод описания культурных явлений в их хронологической последовательности (в-4); аксиологический – метод рассмотрения культуры как системы ценностей (г-3).

Блок С

С1. «…естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений (...)

Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, или древне-семитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа – мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены...».

1. Кому принадлежит концепция культурно-исторических типов, о которой идет речь в приведенном отрывке?

2. Согласно этой концепции, какие этапы в своем развитии проходит каждый культурно-исторический тип?

3. Если развитие цивилизаций носит циклический характер, возможен ли прогресс в их развитии?

4. Возможно ли, по мысли автора данной концепции, культурное взаимодействие между различными цивилизациями?

 

С2. «…будет целесообразным рассмотреть теперь вопрос о сущности поэтического творчества. В определенном смысле этот вопрос мог бы составить центральную тему трактата о связи между игрой и культурой, ибо в то время как религия, философия, право, война и политика в высокоорганизованных формах общества, по всей видимости, теряют постепенно контакт с игрой, который в более чем достаточной мере присутствовал на ранних стадиях культуры, – поэтическое творчество, родившееся в сфере игры, по-прежнему чувствует себя в ней как дома. Поэзия – функция игры. Она обретается в поле деятельности духа, в созданном для себя духом собственном мире, где вещи имеют иное, чем в «обычной жизни», лицо и связаны между собой иными, не логическими, связями».


1. Какую концепцию происхождения культуры отстаивает автор этого отрывка?

2. Назовите представителей этой культурологической концепции.

3. Чем игра отличается от «обычной жизни»?

4. Почему автор считает, что сущность поэтического творчества – игра?

 

С3. «Как только я начал размышлять в терминах волн перемен, которые, сталкиваясь и накладываясь друг на друга, вызывают конфликты и напряжение, я стал иначе воспринимать сами перемены. (...) Вплоть до настоящего времени человечество пережило две огромных волны перемен, и каждая из них, в основном, уничтожала более ранние культуры или цивилизации и замещала их таким образом жизни, который был непостижим для людей, живших ранее. (...) Сегодня история обнаруживает еще большее ускорение... Разрыв семейных уз, колебания в экономике, паралич политических систем, разрушение наших ценностей – на все это оказывает свое воздействие Третья волна. Многое в этой возникающей цивилизации противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации. Она является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной цивилизацией».

 

1. Кому из современных американских культурологов принадлежит данный отрывок и как называется его работа?

2. Какие стадии в развитии цивилизации выделяет автор этой работы?

3. Что, по мнению данного исследователя, лежит в основе всех «культурных волн», то есть этапов развития цивилизации?

4. К какому направлению в современной культурологии и социологии принадлежит автор приведенного отрывка?