Лекция 8. Познание (гносеология).

План лекции:

1. Гносеология как раздел философии.

2. Виды сущность познания.

3. Проблема истины в философии.

1. Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

3. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектомявляется человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.

Практика— конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Функции практики — то, что она является:

критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.

5.В поиске истины идеалом является всесторонность познава­тельного процесса. Знаменитый спор «физиков» с их ориентаци­ей на объяснения и «лириков» с их ориентацией на вчувствова­ние не может выявить победителя. То же самое относится и к спо­ру так называемых теоретиков и практиков, каждый из которых силен в одной, но слаб в другой области.

Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практич­на. «Нужно выучиться представлять себе предметы,— писал П.А. Флоренский,— сразу со всех сторон, как знает наше созна­ние». Насыщенная многими измерениями истина теряет одно­сторонность, сухость, нежизненность.

Итак, в качестве вывода ко всей философии познания можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с че­ловеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истиннос­ти суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).

Постмодернисты относятся к проблеме истины без почте­ния. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понима­ется как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается.

 

Литература

 

1. Гуревич П. С. Основы философии. – М.: Кнорус, 2011 – 480 с.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2007. – 329 с*.

3. Кармин А. С. , Бернацкий Г. Г. Философия: учебник для вузов. – С.- Пб.: Питер, 2010. – 558 с.

4. Кузнецов В.Г., Миронов В.В., Момджян К.Х., Кузнецова И.Д. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. – М.: Высшее образование, 2010. – 519 с*.

5. Лавриненко В. Н. Философия. 5-е изд. Учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 561 с.

6. Липский Б. И. Марков Б. В. Философия. Учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 495 с.

7. Миронов В.В., Зотов А.Ф., Разин А.В. Философия. – М.: МГУ, 2011–672 с.

8. Миронов В.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 240 с.

9. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Центр, 2001. – 592 с*.

10. Спиркин А. Г. Философия. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. – 828 с*.

11. Тундыков Ю.Н. Краткая история философии. Учебное пососбие для студентов всех специальностей. 3-е издание, перераб. и доп. – Екатеринбург: УрГУПС, 2011. – 68* с.


 

·