Компьютерные информационные технологии и их классификация

Компьютерная информационная технология (КИТ) – это система ме­тодов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, об­работки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной и коммуникационной техники.

Для современных КИТ характерны:

§ диалоговый режим решения задачи с широкими возможностями для пользователя;

§ сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

§ безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители;

§ возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций;

§ возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи.

Компьютерные информационные технологии предполагают:

§ использование пакетов прикладных программа (ППП) для реше­ния различных задач предметной области;

§ оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

§ поиск и подготовку данных, обмен данными, оформление ре­зультатов;

§ использование различных устройств ввода/вывода информации;

§ привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта;

§ широкое применение средств мультимедиа;

§ и многое другое.

Анализ рынка информационных систем и составляющих компо­нентов позволяет распределить КИТ на два класса: базовые и прикладные. Причем граница этого де­ления яв­ляется условной.

Базовые КИТ – технологии, обеспечивающие решение отдельных компонент функциональных задач, а также служащие основой для формирования прикладных технологий информатизации, включают в себя:

1. современную микроэлектронную базу средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

2. перспективные вычислительные средства (компьютеры нетрадиционной архитектуры, нейрокомпьютеры);

3. технологии организации вычислительного процесса.

Можно привести следующие примеры базовых технологий:

§ технологии операционных систем, непосредственно управляющие рабо­той средств вычислитель­ной техники;

§ технологии архитектуры клиент/сервер, реализуемые в корпоративных сетях для коллективного доступа к информационным ресурсам вычис­лительных систем;

§ технологии многопроцессорной обработки, позволяющие наращивать мощность ЭВМ за счет рас­ширения их вычислительной структуры;

§ технологии нейровычислений, реализующие отдельные виды сложной об­работки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав ЭВМ и ра­ботающих по принципам нейронных сетей;

§ технологии автоматизации проектирования (CASE-технологии), осуществляющие разработку информационных сис­тем, не используя для этих целей языков программирования;

§ телекоммуникационные технологии, обеспечивающие взаимодействие в сетях на основе еди­ных стандартов;

§ технологии Intranet и Internet;

§ технологии аналого-цифровых преобразований, позволяющие преобразо­вывать данные из цифро­вой формы в аналоговый вид, что позволяет производить их компьютерную обработку;

§ технологии распознавания образов и синтеза речи, автоматизирующие процесс распознавания объектов реального мира;

§ технологии создания и распространения информации на компакт-дисках;

§ технологии криптозащиты;

§ технологии резервирования и вос­ста­новления информации;

§ технологии человеко-машинного интерфейса, обеспечивающие унифика­цию взаимодействия чело­века и ЭВМ;

§ и др.

Прикладные КИТ – технологии, формируемые на основе базовых и ориентированные на полную информатизацию объекта, т.е. комплексное решение функциональной задачи. Они реализуют типовые процедуры обработки информации в конкретной предметной области.

К прикладным КИТ можно отнести следующие технологии:

§ технологии автоматизации офиса;

§ технологии систем контроля и качества;

§ технологии систем управления запасами;

§ технологии автоматизации банковской деятельности;

§ технологии бухгалтерских систем;

§ технологии автоматизации торговли;

§ технологии издательских систем;

§ технологии машинного перевода;

§ технологии туристической деятельности;

§ и т.д.

Вопросы для самопроверки

Каковы характерные черты информационного общества?

Что понимаентся под термином «информационная культура»?

Какова основная цель программы «Электронная Беларусь»?

Какие приоритетные направления включает программа «Электронная Беларусь»?

Что означает понятие «информационная технология»?

Какова история развития информационных технологий?

Что такое компьютерные информационные технологии?

Каковы особенности современного этапа развития компьютерных технологий?

Каким образом классифицируются компьютерные информационные технологии?