Вопрос. Организация системы управления для предупреждения и ликвидации ЧС.

Чрезвычайными, или экстремальными,считаются ситуации, при которых может возникнуть угроза существования субъекта или объекта под влиянием воздействия внешних объектов или субъектов.

Угроза понимается как нарушение целостности объекта, его свойств, месторасположения или полное уничтожение объекта. Государство взяло на себя обязанность по предотвращению и защите своих граждан и субъектов от чрезвычайных и конфликтных ситуаций.

Суть чрезвычайных и конфликтных ситуаций государством и гражданами понимается по-разному. Для государства чрезвычайной будет считаться ситуация, устранение последствий которой будет требовать значительных ресурсных затрат и времени. Для гражданина чрезвычайную ситуацию может означать любая угроза потери жизни, личного имущества. В общей сложности совокупность кризисных ситуаций сточки зрения государства и гражданина является предметом управления государства.

В перечень кризисных ситуаций, которые требуют вмешательства государственных структур, входят:

1) природные катаклизмы;

2) результаты человеческой деятельности;

3) непосредственное воздействие на объекты и субъекты;

4) последствия техногенного влияния на природу.

 

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях включает в себя взаимодействие со СМИ (четкость, своевременность и точность подачи данных. обратная связь), налаженную работу всей системы государственного управления в кризисных ситуациях.

В России система государственного управления чрезвычайных и конфликтных ситуаций состоит из МЧС России и входящих в него комитетов комиссий в субъектах Федерации, Федеральной службы безопасности РФ с соответствующими комитетами, службами и отделами.

Задачи, поставленные перед государственными органами по кризисным ситуациям, сводятся к защите государства, политического строя, государственной территории, природных ресурсов, а также защите жизни и имущества граждан государства.

Государственное управление в чрезвычайных и конфликтных ситуациях регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.). Для того чтобы своевременно и качественно предпринять меры по предот-вращению или устранению кризисных ситуаций, все кризисные ситуации четко классифицированы.

МЧС России разделяет чрезвычайные ситуации на штатные и рабочие события, по каждому событию существует отработанная схема действий.

Чаще всего все кризисные ситуации делят на две категории: по происхождению и по последствиям.

К федеральным органам по ликвидации ЧС причисляют;

1. Высший координационный орган, выполняющий функции координации министерств и региональных служб спасения с целью предотвращения и оказания помощи при ЧС, а также осуществление общего управления и надзора за работой всех подразделений и служб.

2. МЧС России, в мирное время занимающееся сбором и анализом информации о возможных ЧС и методах предотвращения ЧС, ведением статистического учета ЧС и ГО и результатов эффективности проведенных мероприятий по ликвидации;

3. Комитеты ГО;

4. Комитеты ЧС.

На территории РФ существует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Эта система включает в себя все органы, которые призваны проводить работу по защите населения и территорий от наступления ЧС.

К органам единой государственной системы относятся;

1. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти;

2. Органы государственного управления;

3. Органы местного самоуправления;

4. Организации, имеющие отношение к работе по предотвращению ЧС;

К задачам единой государственной системы ликвидации и предупреждения ЧС относятся:

 

1. Разработка правовых и экономических норм и предписаний;

2. Организация деятельности по защите территорий и населения от наступления ЧС;

3. Организация и проведение работ по сбору и обработке данных, которые необходимо для анализирования ситуации по территориям с повышенными уровнями рисков наступления ЧС;

4. Организация мероприятий по подготовке органов управления, снабжения средствами и силами, обучение персонала;

5. Проведение разъяснительных работ среди населения;

6. Проведение аналитической работы по оценке уровня вероятного ущерба для населения и территории предприятий;

7. Создание резервного фонда средств с целью привлечения дополнительных средств в процессе ликвидации ЧС;

8. Организационные мероприятия по защите и оказанию помощи пострадавшим от ЧС, организация гуманитарной системы пострадавших;

9. Организация работ по непосредственной ликвидации последствий ЧС;

10. Участие в международном сообществе по защите населения и территорий от наступления ЧС.