Задания к лабораторному занятию

1. Демонстрация коллекции питательных сред, применяемых в микробиологии (мясо-пептонный агар, мясо-пептонный бульон, среда Сабуро, сухие питательные Среды).

2. Произвасти посев E.coli на жидкую питательную среду.

Посевы производят так, чтобы в питательную среду не попали из воздуха по­сторонние микробы.

Все манипуляции, связанные с посевом микробных культур производят над пламенем горелки. Бактериальную петлю прокаливают над пламенем непосредст­венно перед взятием материала, затем петлю остужают. Для этого при посеве мик­робной культуры из пробирки петлю погружают в конденсационную жидкость, а при посеве с чашек Петри прикасаются к поверхности питательной среды, свободной от микробного роста. Достаточно остуженная петля не вызывает шипения конденсаци­онной жидкости и не растапливает агар при соприкосновении со средой.

При посеве в жидкую питательную среду петлю с находящимся на ней пересеваемым материалом вводят в пробирку до дна. Если материал вязкий и с петли не снимается, его растирают на стекле пробирки, а затем смывают жидкой средой.

3. Выделить чистую культуру путем посева смеси микроорганизмов на чашку Петри (посев штрихом).

При посеве смеси микробов на плотную питательную среду вначале отмечают сектора карандашом по дну чашки Петри.

Чашку Петри держат в левой руке, крышку приоткрывают настолько, чтобы в образовавшуюся щель свободно проходила петля. Небольшое количество исследуемого материала втирают бактериальной петлёй в поверхность питательной среды у края чашки. Затем петлю прожигают, чтобы уничтожить избыток находя­щегося на ней материала. Линию посева начинают с того места, в котором находит­ся материал. Бактериальную петлю кладут плашмя на питательную среду, чтобы не поцарапать её поверхности и проводят штрихи по секторам. Нужно стараться, чтобы штрихи, нанесенные петлёй, располагались как можно ближе друг к другу, так как это удлиняет общую линию посева, и дает возможность получить изолированные колонии микробов.

В результате бактерии равномерно распределяются на агаре, размножаются и дают скопление микробов в виде видимых невооруженным глазом отдельных коло­ний.

4. Выделить чистую культуру микроорганизмов методом прогревания.

Исследуе­мый материал прогреть в течение 10 минут при 80 °С на водяной бане, а затем про­извести высев на чашку Петри. При этом погибают вегетативные формы, а споры сохраняются и при посеве на МПА прорастают в виде колоний.

 


Тема: Рост и размножение бактерий. Колонии мик­роорганизмов. Пигментообразоваиие.

Цель: Оценить основные признаки бактериальных колоний.

Вопросы для самоподготовки

1. Рост и размножение бактерий.

2. Скорость и фазы размножения бактерий.

3. Колонии микроорганизмов.

4. Характеристика колоний.

5. Пигменты бактерий, биологическая роль, классификация.

6. Характер роста микроорганизмов на жидкой питательной среде.

7. Выделение чистых культур аэробных бактерий (11 этап).

 

Литература

1. Дикий И.Л., Холупяк И.Ю., Шевелева Н.Е., Стегний М.Ю. Микробио­ло­гия. – Х.: Прапор, Издательство УкрФА, 1999. – С. 58-60.

2. Н.П.Елинов, Н.А.Заикина, И.П.Соколова. Руково­дство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина, 1988. – С. 50-53.