Правовое регулирование инвестиционной деятельности предприятий, осуществляемой в форме капитальных вложений

В рыночном (товарном) хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной по­литики может влиять на изменение соотношений между инвести­ционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров.

При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) целиопределяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.

Промежуточные целислужат в качестве ориентиров регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в Рос­сииопределяются федеральными законами «Об инвестиционной де­ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.

Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их со­ответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты.

5. Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной де­ятельности как вложение инвестиций и осуществление прак­тических действий для получения прибыли или иного полезно­го эффекта.

6. Четкая и конкретная формулировка основных понятий, харак­теризующих инвестиционную сферу, что создает единую тер­минологию для изучения инвестиционного процесса (напри­
мер, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).

7. Легализация сферы негосударственного инвестирования, функ­ционирующей на основе договоров между субъектами инвести­ционной деятельности (застройщиками и подрядчиками).

8. Широкий перечень мер государственного регулирования инве­стиционной деятельности, включая экономические и админис­тративные методы управления инвестициями.

5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инве­сторов.

Законодательные основы политики инвестированияре­гулируют инвестиционную деятельность в различных формах (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий

№ п/п Наименование форм регулирования
Создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности
1.1 Налоговая политика (налоговые льготы)
1.2 Амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации)
1.3 Расширение использования средств населения и других внебюджетных источников
1.4 Развитие возможностей использования залога при кредитовании инвесторов
1.5 Развитие финансового лизинга движимого и недвижимого имущества
1.6 Создание возможностей субъектам инвестиционной деятельности для формирования собственных денежных фондов развития
Прямое участие государств в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
2.1 Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также реализуемых РФ совместно с иностранными инвесторами
2.2 Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по проектам, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ
2.3 Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования проектов
2.4 Выпуск облигационных займов для финансирования конкретных инвестиционных проектов
2.5 Предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов) и др.
Иные формы регулирования инвестиционной деятельности
3.1 Экспертиза инвестиционных проектов
3.2 Защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности и т.д.

 

Раскроем содержание каждого блока.

Первый блок — создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельностизаключа­ется во взвешенной налоговой политике. Данная политика в сфере инвестиционной деятельности включает совершенствование систе­мы налогов, установление субъектам этой деятельности специаль­ных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер.

Например при исчислении налога на прибыль облагается прибыль при фактически произведенных затратах за счет прибыли, остающей­ся в распоряжении предприятия, исключая суммы, направленные:

а) предприятиями отраслей сферы материального производства, а финансирование производственных капитальных вложений в том числе в порядке долевого участия), а также на погаше­ние кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финан­сирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, по­лученных и использованных на эти цели, включая проценты по ссудам.

Данная льгота предоставляется указанным предприятиям, осуще­ствляющим развитие собственной производственной базы и жилищ­ное строительство, при условии полного использования ими сумм начисленной амортизации на последнюю отчетную дату.

Амортизационная политика является составной частью инвести­ционной стратегии предприятия, так как амортизационные отчисле­ния служат важнейшим источником финансирования капитальных вложений в основные фонды.

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изна­шиваются, т. е. утрачивают свои первоначальные физические свой­ства. В результате погашается их первоначальная (реальная) сто­имость. Изменение первоначальной стоимости происходит в случаях реконструкции, достройки, до оборудования и частичной ликвидации отдельных объектов. Увеличение (понижение) перво­начальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал. Стоимость объектов основных средств погашается по­средством начисления амортизации, которая относится на издер­жки производства и обращения. Объектами для начисления амор­тизации являются основные средства, находящиеся на предприятии на праве собственности, хозяйственного ведения и управления. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости объектов либо списания их с бухгалтерско­го учета в связи с прекращением права собственности. Срок полез­ного использования объекта определяется предприятием при при­нятии его к бухгалтерскому учету. Величина амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных форм их возмещения. Обычно нормы амортизации устанавливаются в процентах к балансовой стоимости основных средств и дифференцируются исходя из вида инвентарных объек­тов и условий их эксплуатации.

В течение 1991 -1999 гг. в России действовали нормы амортиза­ционных отчислений на полное восстановление основных средств, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчисле­ний на полное восстановление основных фондов народного хозяй­ства СССР». Они предназначены для возмещения балансовой (пер­воначальной) стоимости основных фондов предприятий путем включения начисленной амортизации по данным нормам в себе­стоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 8.05.1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и о мерах по укрепле­нию налоговой и платежной дисциплины» внесен ряд изменений в порядок оценки стоимости имущества, относящегося к основным средствам. В частности, в состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включается имущество, сто­имость которого превышает 100-кратный размер установленного законодательством месячного минимального размера оплаты тру­да, полезный срок использования которого более одного года. В отношении нематериальных активов амортизационные отчисле­ния производятся равными долями в течение срока их существова­ния. Если срок использования данных активов определить невоз­можно, то период их амортизации устанавливается в 10 лет. Исходя из решения Правительства РФ о переходе отечественных предприятий на принципы ведения бухгалтерского учета и отчет­ности, заложенные в международных стандартах, в январе 1998 г. Минюстом РФ зарегистрировано Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» от 3.09.1997 г. (ПБУ 6/97).

В 1998 г. были введены в действие методические указания по бух­галтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Мин­фина РФ от 20.07.1998 г. № 33 н. Этими нормативными документа­ми установлены следующие новации.

1. Предприятиям предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал.

2.Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете по учету амортизации. Они начисляются в отчетном пе­риоде независимо от результатов деятельности предприятия.

4. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде­рации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ малые предприятия вправе начислять амортизацию по основным производственным фон­дам по нормам, в 2 раза превышающим нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Они могут так­ же списывать дополнительно как амортизационные отчисле­ния до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет.

5. Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанав­ливать порядок начисления амортизации одним из следующих способов:

- традиционным линейным способом;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости основных средств по сумме лет полезного использования;

- способом списания стоимости основных средств пропорци­онально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов производится в течение всего срока их полезного использования и предусматривается в учетной политике предприятия.

При линейном методе амортизацияначисляется равными до­лями в течение всего срока службы основных средств до полного пе­ренесения их стоимости на издержки производства и обращения.

При использовании метода уменьшаемого остаткагодовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из оста­точной стоимости инвентарного объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного фун­кционирования этого объекта и коэффициента ускорения, установ­ленного законодательством РФ. Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных ви­дов оборудования и составляет, как правило, 2,0, а по оборудова­нию, составляющему предмет финансового лизинга, не более 3,0.

При методе списания стоимости основных средств по сумме лет полезного использованияамортизация начисляется линейным способом, по понижающимся нормам. В результате ускоренной амор­тизации значительно понижается налогооблагаемая прибыль пред­приятия.

При способе списания стоимости основных средств про­порционально объему продукции (работ)начисление аморти­зации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной сто­имости объекта.

Несмотря на возможность применения различных методов начис­ления амортизации, определяющим фактором амортизационной по­литики является выбор оптимального амортизационного срока служ­бы различных категорий основных средств. Выбор такого срока находится в компетенции дирекции предприятия.

Наряду с налоговой амортизационной политикой предусмотрено расширение возможностей использования залога при осуществле­нии кредитования. Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (за­логе) недвижимости» от 16.07.1998 г. № Ю2-ФЗ, ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному дого­вору, по договору займа, а также иного обязательства.

Ипотекаобеспечивает уплату залогодателем (должником обя­зательства) залогодержателю (кредитору) основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспеченному ипотекой обяза­тельству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке. Ипотека, установленная в обеспечение кредитного дого­вора (договора займа), обеспечивает уплату кредитору (заимодав­цу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом. Ипо­тека призвана способствовать развитию жилищного строительства в России.

Субъектам инвестиционной деятельности предоставлена воз­можность создавать собственные денежные фонды для развития производственного потенциала и решения социальных задач (фон­дов накопления и потребления). Основным источником их образо­вания является чистая прибыль предприятий.

Второй блок — прямое участие государства в инвестици­онной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений,находит утверждение в разработке, утверждении и фи­нансировании проектов, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Формирование перечня строек и объектов технического перевоору­жения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государ­ственных нужд за счет средств федерального и региональных бюдже­тов для реализации инвестиционных проектов осуществляется государ­ственными заказчиками путем проведения конкурсов. Правительство РФ может предоставлять на конкурсной основе государственные гаран­тии по инвестиционным проектам, реализуемым за счет средств феде­рального бюджета. Для реализации таких проектов на конкурсной ос­нове могут размещаться средства федерального бюджета.

Размещение средств федерального бюджета осуществляется, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Бюджет развития исходя из требований Федерального закона «О бюджете развития Российской Федерации» от 26.11.1998 г. № 181-ФЗ предназначен для осуществления государственной поддержки инвесторов путем предоставления им государственных гарантий либо путем непосредственного выделения им средств (в форме ссуды) на условиях возвратности, срочности и платности. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, уста­навливается федеральным законом о федеральном бюджете на со­ответствующий год. Средства Бюджета развития образуются за счет следующих источников:

- внутренних и внешних заимствований на цели инвестирования;

- части доходов федерального бюджета от использования и при­ватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития;

- части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

- доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюд­жетных ассигнований на условиях возвратности, срочности и платности и др.

Денежные средства бюджета развития аккумулируются на спе­циальных счетах органов Главного управления федерального казна­чейства Минфина РФ и в учреждениях Центрального банка России.

Денежные средства Бюджета развития направляются на:

- финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

- исполнение обязательств Правительства РФ по предоставлен­ным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития.

Отвлечение временно свободных средств Бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов, не допускается. Предоставление средств за счет Бюджета развития осуществляется:

- путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвес­тора и иными источниками финансовых ресурсов в дополне­ние к собственным средствам;

- посредством прямых вложений в имущество коммерческих организаций, осуществляющих проекты при соответствую­щем увеличении доли государства в их уставном капитале.

Для финансирования инвестиционных программ государство впра­ве выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный про­цесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство предоставляет также концессии отечественным и зарубежным инвес­торам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с за­конодательством РФ.

Третий блок — иные формы государственного регулиро­вания инвестиционной деятельностивключает экспертизу про­ектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и ис­точников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и пра­вил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестици­онных проектовустанавливается Правительством РФ.

Защита прав субъектов инвестиционной деятельностивы­ражается в следующем:

- обеспечении равных прав при осуществлении данной деятель­ности;

- гласности при обсуждении инвестиционных проектов;

- праве обжалования в судебном порядке любых решений орга­нов государственной власти и должностных лиц, противореча­щих законным интересам юридических лиц и граждан.

Капитальные вложения могут быть:

1) национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, понесенных субъектами инвестиционной деятельности;

2) реквизированы по решению органов государственной власти в случаях и порядке, определенных Гражданским Кодексом РФ.

Страхование капиталовложений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

ВЫВОДЫ

1.Для регулирования денежных потоков в инвестиционной сфере целесообразно сочетать методы денежно-кредитной и финансо­вой политики. Денежно-кредитная политика может быть разра­ботана на долгосрочную перспективу и является поэтому при­оритетной. Финансовая политика определяется финансовыми возможностями государства формировать в достаточном объе­ме Бюджет развития.

2.Активизация инвестиционной деятельности может осуществ­ляться как за счет государственных инвестиций, кредитов бан­ков и других привлеченных средств, так и путем косвенного ре­гулирования фондов накопления предприятий посредством понижательного давления налогов. Снижение налогового бремени позволит предприятиям повысить уровень самофинанси­рования вложений в капитальные активы. Инвестиционная деятельность предприятий в различных формах осуществляется при активном посредничестве банков. Поэтому целесообразно строить взаимоотношения банков с заемщиками с учетом накопленного мирового опыта в инвестиционной сфере. Например, выдача заемщикам консорциальных кредитов, проект­ное (спонсорское) финансирование крупных проектов, активиза­ция участия банков в формировании финансово-промышленных групп, развитие долгосрочного кредитования капитальных вло­жений и финансового лизинга.