Инвестиционная политика и инвестиционная стратегия предприятий.

Инвестиционная политика— составная часть общей финансо­вой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реали­зации наиболее рациональных путей расширения и обновления про­изводственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руко­водствоваться следующими принципами.

1.Достижение экономического научно-технического и социаль­ного эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осу­ществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих рав­ных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

2.Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

3.Рациональное распоряжение средствами на реализацию бес­ прибыльных проектов, т. е. снижение расходов на достиже­ние научно-технического, социального или экономического эффектов.

4.Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджет­ных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.

5.Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных ин­весторов.

6.Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, свя­занных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через ве­роятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предостав­ления гарантий Правительства РФ и страхования инвести­ций.

7.Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусмат­ривать в силу значительных изменений внешней инвести­ционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии разви­тия предприятия в предстоящем периоде (году). Поэтому по отдельным объектам инвестирования может существен­ но снизиться доходность, что окажет негативное воздей­ствие на общую инвестиционную привлекательность пред­приятия. В силу влияния этих негативных факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высво­бождающегося капитала. С этой целью по каждому инве­стиционному объекту следует оценить уровень ликвиднос­ти инвестиций по формулам:

(2)

где ОПл — общий период ликвидности конкретного объекта инвес­тирования, дни; ПКв — возможный период конверсии конкретного объекта инвестирования в денежные сред­ства, дни; ПКт — технический период конверсии инве­стиций с абсолютной ликвидностью в денежные сред­ства, принимаемый за 7 дней.

(3)

где Кли — коэффициент ликвидности инвестиций, доли единицы; ПКт и ПКв - технический и возможный периоды кон­версии конкретного объекта инвестирования в денеж­ные средства.

Пример

ПКв = 60дн.; ПКт = 7дн.

Тогда ОПл = 60-7 = 53 дня;

Кли = 7 / 60 = 0,12.

По итогам оценки производится ранжирование проектов по кри­терию их ликвидности. Для реализации отбираются те из них, кото­рые имеют максимальный уровень ликвидности.

При разработке инвестиционной политики учитываются следую­щие факторы:

- финансовое положение предприятия;

- технический уровень производства, наличие незавершенного строительства и не установленного оборудования;

- возможность получения оборудования по лизингу;

- наличие у предприятия как собственных, так и возможнос­ти привлечения заемных средств в форме кредитов и зай­мов;

- финансовые условия инвестирования на рынке капитала;

- льготы, получаемые инвесторами от государства;

- коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реа­лизации проектов;

- условия страхования и получения соответствующих гарантий от некоммерческих рисков.

Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной поли­тики предприятия определяется его производственным и научно-техническим потенциалом, необходимым для обеспечения выпуска продукции в соответствии с запросами ранка. При оценке рынка продукции учитываются следующие факторы:

- географические границы реализации рынка данной продук­ции;

- общий объем продаж и его динамика за последние три года;

- динамика потребительского спроса, прогнозируемого на пе­риод реализации инвестиционного проекта;

- технический уровень продукции и возможности его повыше­ния за счет реализации конкретных проектов.

Потребность предприятия в инвестиционных ресурсах соответ­ствует расходам, которые предстоят с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного не установленного оборудования, иные затраты истекших лет не включаются в общий объем капитальных вложений предстоящего периода.

При разработке инвестиционной политики рекомендуется опре­делить общий объем инвестиций, способы рационального использо­вания собственных средств и возможности привлечения дополни­тельных денежных ресурсов с кредитного и фондового рынков.

Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной стратегии пред­приятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выде­ляемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения макси­мального экономического эффекта (дохода или прибыли), полученного в ходе реализации инвестиционной политики.

Данная политика разрабатывается специалистами предприятия на 1-2 года, а долгосрочная — на период свыше двух лет. Ключевые ас­пекты данной политики рекомендуется учитывать при принятии ре­шений по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов, привлечению различных источников финансирования, уча­стию в реализации проектов сторонних организаций в порядке доле­вого вклада в строительство.

Эффективность инвестиционной политики оценивается по пока­зателям доходности и срока окупаемости инвестиций.

Указанные показатели определяются на основе бизнес-плана и предварительных расчетов по обоснованию проектов в рамках инве­стиционной стратегии предприятия. Для конкретизации сроков осу­ществления различных мероприятий в рамках инвестиционной по­литики и обеспечения их финансовыми ресурсами предприятия разрабатывают бизнес-план инвестиционных проектов.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы:

а) вводнную часть;

б) обзор состояния отрасли, к которой относится предприятие;

в) производственный план реализации проектов;

г) план маркетинга и сбыта продукции;

д) организационный план реализации проекта;

е) финансовый план;

ж) оценку экономической эффективности затрат, осуществлен­ных в ходе реализации проекта.

Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план ре­ализации проекта. Календарный план денежных потоков, поступле­ний и платежей в ходе реализации проекта включает три блока рас­четов, относящихся к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств.

Сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовойдеятельности представляет собой сумму чистой и амортизационных отчислений предприятия по годам.

Сальдо инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации).

Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу эмитированных акций, необходимых для реализации проекта, и суммой средств, направляемых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.

Условием успеха инвестиционного проекта является положи­тельное значение общего сальдо денежного потока, определяемое суммированием итоговых величин сальдо производственно-сбыто­вой, инвестиционной и финансовой деятельности.